1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.5. Психологические свойства человека
1.5.14. Психология толпы
"Психологические закономерности поведения толпы очень мало зависят от образовательного и культурного уровня людей, образующих толпу.
Их превращения в толпу достаточно, чтобы сформировалась своего рода коллективная душа, что заставляет их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности", - писал французский социолог и психолог XIX в. Г. Лебон.
Толпа - это народ, вышедший на улицу, это особая общность людей, различается четырьмя основными разновидностями: толпа случайный, экспрессивный, конвенционный и действующий.
Случайная толпа - большая группа людей, чье внимание привлекла чрезвычайное происшествие (авария, взрыв и т.д).
Экспрессивный толпа образуется из людей, сплоченных общим стремлением выразить свои чувства радости, горя, протеста, солидарности и т.д. (свадьбы, похороны, митинг, манифестация).
Конвенционный толпа - участники массовых развлечений, зрители на стадионе, что объединяются будто по договоренности - конвенцией возгласы "Браво", "Слава", "Позор"). их объединяет не только (любопытство до массового действа, но и готовность реагировать на него в соответствии с ритуалами или нормами, которые не имеют официального характера.
Общие черты толпы:
- толпа - всегда большая группа людей.
- - толпа существует в течение достаточно короткого времени.
- - люди в толпе размещаются очень плотно на небольшой площади, в непосредственной близости, что дает возможность поддерживать между собой зрительный и слуховой контакты, постоянно получая информацию о реакции друг друга на слова оратора, который выступает на митинге.
Толпа живет единым настроением, быстро радикализируется, меняет характер и направленность действий. Человеческая психика в толпе быстро меняющаяся и неустойчивая, приводит к трагическим последствиям.
Человеческая психика в толпе.
1. В толпе личность"растворяется", нивелируется.
2. Толпа - самый чувствительный барометр коренных интересов народа, классов, коллективов, однако "глухой" к интересам отдельной личности.
3. . Потеря индивидуальности в толпе; люди одинаково чувствуют и думают, склонны к одинаковым решениям и поступкам.
4. "Коллективная душа" толпы властная, авторитетная.
5. Человек из толпы лишена самобытности и независимости.
6. Толпа - это подсознательный уровень поступков, действий, поведения.
7. Человек толпы лишена индивидуальности, но достает ту психологическую защищенность, которой ей не хватает в обычной повседневной жизни. Ведь толпа становится непреодолимой силой, что несет в себе надежную защиту личности. По крайней мере нам так кажется.
8. Люди толпы через то - безответственные, с доминирующим чувством безнаказанности и вседозволенности.
Мышление толпы. Условием образования «коллективной души» толпы является упрощение всего, что способно спрощуватись и усиление всего, что способно усиливаться.
Залогом образования «коллективной души» толпы является получение людьми информации о реакции друг друга на определенные события или явления. В этой огромной информационной системе возникает множество сбоев, помех, «шумовых эффектов».
Упрощение и усиление - две взаимосвязанные тенденции - определяют психологический профиль толпы.
Упрощается интеллект, усиливаются эмоции, чувства, переживания.
Толпа мыслит нелогичными категориями, а целостными образами, свободно ассоциируются между собой.
Образ, вызванный оратором, который выступает перед толпой, должен возбуждать новые эмоции, связанные с последующими, еще не виголошеними утверждениями, призывами.
Ораторы с логическим мышление безупречные учитывая формальную логику (не люмпены, а интеллигенты, как правило, проигрывают ничтожности). Особенности мышления толпы требуют также простоты, лаконичности, завершенности высказываний.
Категоричность оратора - лидера - самое важное. Толпа не признает полутонов, двусмысленности, нечестности. Толпа любит прямые дороги без перекрестков и не признает троп к дорогам.
Толпа воспринимает лишь те ориентиры, которые воссоздают целостный образ качестве событий или явление.
Следует говорить десять раз то, что хочет услышать толпа и сказать после этого то, что хочет оратор, хоть один раз; толпа уже поддержит, хоть это и протилежить его желанию и пойдет за оратором, или отвергнет, сметет его, если сказанное будет неубедительным. Поэтому общение с толпой - большое искусство. «Толпа не можно учить мыслить», он ни у кого не спрашивает ни разрешения, ни совета.
Внушение и заражение. Внушение - способ воздействия на человека, который, в отличие от убеждения, сводится к усвоения человеком определенной информации на веру, без критического анализа.
С. Фрейд считал, что исторический феномен толпы всегда образовывался с появлением вожака, который имеет над толпой ничем не ограниченную власть, в котором толпа видит мужество, силу, стойкость, волю к борьбе и победе, то есть все лучшие черты, которые хотели бы иметь в себе, обладать ими.
Вожак - это собственное «Я» толпы, герой толпы.
С усложнением общественных отношений и внутреннего мира людей на месте главарей появляются обезличенные абстрактные идеи. И сегодня толпа объединяется именно вокруг них.
Внушение сопровождается процессом заражения. Если внушение - это целенаправленное воздействие, то заражение - это непроизвольная, спонтанная передача эмоционального состояния одного человека другому.
Это атрибут повседневного человеческого общения с особо восприимчивыми условиями в толпе. Потому что люди в толпе чувствуют взаимную близость на основании одинакового отношения к идеалу, идее. Возникает так называемая циркулярная реакция-обоюдно направленное, растущее эмоциональное заражение, которое усиливает внушение. Самые "заразные" психические состояния - желание и стремление, любовь и ненависть, доверие и недоверие, надежда и страх.
Но больше всего заражают толпу убежденность и смелость. Когда человек оказывается вне толпой, то за недостатком собственных убеждений и низкого уровня самосознания толпа может надолго или навсегда деформировать психику личности.