Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

Урок 26. КУЛЬТУРА. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

 

Цель: сформировать понятия: культура, материальная культура; актуализировать знания учащихся о духовной культуре, ее формирования; воспитывать сознательное отношение к духовной культуре как главного признака личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: эвристическая беседа.

ХИД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся

1) человека мы сегодня называем культурным?

2) Какой смысл вы вкладывали в слова «культурный человек»?

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

- Культура в широком понимании в совокупности включает все достижения человечества, в частности в материальной и духовной сферах. Материальными достижениями являются разнообразные сооружения, административные строения, жилые дома, орудия производства и т.п. Духовная культура - это разные виды искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература, театр, хореография, музыка, кинематография и прочее.

Важным элементом культуры является ценностно-познавательная система. Ценности - это общепринятые убеждения, которые соответствуют цели, задачам, идеалам, которых стремится человек. Это - свойство того или иного общественного явления, предмета удовлетворять потребности интересы, желания.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами и явлениями окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого в эмоциональном акте.

Система ценностей личности может включать многие из них, в частности:

1) универсальные - жизнь, здоровье, безопасность, семья, родственники, образование, правопорядок, квалификация, достаток и т.п.;

2) демократические - свобода слова, совести, партий, общественных организаций, национальный, государственный суверенитет;

3) партикулярные - любовь к семье, родине и т.д.;

4) фетишизм - стремление к абсолюту, вера в Бога, в надреальні силы;

5) межличностного общения - взаимоуважение, доброжелательность, тактичность, внимательность, отзывчивость, толерантность, автономность, коллективизм;

6) общественного признания - рейтинг в обществе, оценка как духовной личности, авторитет и т.п.;

7) идеальные - представления о добре и зле, цель, счастье, смысл жизни и смерти.

Человек, принадлежащий к одной из культур, не только выделяет различные составляющие части целого мира с помощью слов и понятий, но и выявляет, каким образом они взаимосвязаны между собой, в частности, по значению, например: зло противостоит добру, война - мира, всепрощение порождает безнаказанность и преступления; завышение и занижение оценок вызывает чувство несправедливости. Все эти отношения образуются на основе причинно-следственных связей.

2. Работа над понятиями.

 

IV. Закрепление знаний

Беседа

1) Что такое культура?

2) Назовите особенности материальной и духовной культуры.

3) Объясните, каким образом культура организует и контролирует человеческую жизнь.

4) Объясните, каким образом культура социализирует человека.

5) Назовите основные составляющие элементы культуры.

6) Воспроизведите десять библейских заповедей (ценностей).

7) Какие заповеди наиболее значительной степени регулируют ваше поведение?

 

V. Итоги урока

 

VИ. Домашнее задание