МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 27
Тема. Деревья, кусты, травянистые растения
Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром растений; учить сравнивать деревья, кустарники, травянистые растения; развивать речевые умения, мышление; воспитывать любознательность, интерес к изучению родной природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадки.
• В золотом решете черных домиков полно. (Подсолнух)
• Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
• Не разбив горшочка, не съешь каши. (Орех)
• Полная бочка ржи, пятачком накрыта. (Мак)
- Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения)
- Сегодня мы будем учиться различать растения по признакам групп: деревья, кусты и травы.
III. Изучение нового материала
►► Работа с рисунками
- Рассмотрите рисунки. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу)
- Как одним словом назвать эти растения? (Деревья)
- Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. Для того чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду? (Используя рисунки, ученики рассказывают, что в саду растут малина, смородина, крыжовник, одуванчик, подорожник.)
- Смородина, крыжовник, малина - это кустарник.
- Сравните, чем отличаются в природе деревья и кусты? (Высотой, по форме)
- Может ли дерево быть ниже чем кусты? (Да, может.)
- Приведите пример.
- Сравните стебли деревьев и кустов. (У деревьев один древесный ствол, ветви дерева начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. У кустов отсутствует общий ствол, но в них есть несколько деревянистых стеблей с ветвями, начинающимися сразу от земли.)
- Назовите травянистые растения, которые растут в саду.
- Может травянистое растение быть выше, чем дерево? Приведите примеры.
- Сравните различные травянистые растения. Какие растения относятся к группе «травы»? (У травянистых растений один или несколько недерев'янистих, то есть зеленых стеблей. Мы знаем много растений с зелеными стеблями.)
На доске - схема.
- Прошу вас помнить о том, что все растения - деревья, кусты, травы, цветы - это живые существа.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Ботаническое домино»
Ученики с карт должны построить правильную цепочку.
2. Выполнение заданий
1) Распределите растения по группам.
а) Мак, тюльпан, василек, сирень, шиповник, смородина, осина, тополь, ель.
б)
- По каким признакам растения были распределены по группам?
2) рисунок «лишний»?
- Объясните, почему. (Лишнее - дерево, поскольку остальные изображенных предметов относятся к группе «животные», а дерево - это растение.)
3. Работа по таблице «Строение растений»
- Покажите корень у дерева, кустарника, травянистого растения.
- Найдите и покажите их другие части.
- Почему каждое растение имеет одинаковые части?
4. Игра «Найди кленовые листья»
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие группы растений вы знаете?
- Назовите растения нашего края.
- нужны деревья людям?
- Какие виды деревьев вы знаете?
- В чем заключается главное отличие строения дерева от строения других растений?