Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Грамматика украинского языка

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СЕМАНТИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО ЧИСЛА

Сборные существительные

 

В структуре содержания сборных существительных прослеживается сема совокупной неозначеної множественности, которая воспринимается как единое неделимое целое, напр.: студенчество, молодежь, интеллигенция, полк, оркестр, зелья, мошкара, мошкара и т.д. Названиям сборности, образованным несколькими лексико - семантическими группами слов, свойственна функция неозначеного числа. Такие существительные не представляют в полной мере семантической единства, поскольку часть из них по признаку регулярной прерывности (дискретности) ряда являются языковыми знаками, которые передают сэму нерозчленованої совокупной множественности, другую часть составляют названия с семой расчлененной совокупно? множественности, ср.: студенчество и полк - полки.

К группе названий нерозчленованої совокупной множественности относятся существительные, образованные суфіксальним способом. Именно суффикс вносит понятие неозначеної количества в структуру содержания слова, коррелируя с наречием много, напр.: сливник - много деревьев слив, кукурузы - много стеблей кукурузы. Сборными есть существительные, которые называют лиц, животных, птиц, растительность или конкретные предметы, то есть все то, что может быть составляющей частью однородной совокупности. Суффикс-ств-, например, формирует названия, которые обозначают определенные коллективы лиц как единое собирательное понятие, напр.: человечество, крестьянство, молодежь, казачество, парубоцтво, птицы. Аналогичную роль играют суффиксы-от-, -в-, но, как правило, формируют лексемы с оттенком просторечия, даже пренебрежения, напр.: парубота, бабье, мелюзга, звірота, братва, панва, мурашва, мишва, но пехота, конница. Эмоциональная насыщенность выразительная в существительных солдатня, офіцерня, собаки, комарня. Положительная субъективная оценка характерна для сборных существительных братия, детишки, малыши, старики.

Объекты растительного мира, живой и неживой природы воспроизводят дериваты корней, ботвы, колосья, ветки, семена, воронье, верб'я, перья, прутьев, веток, камней, паліччя и т. д.

Сэму сборности выражают существительные, образованные при помощи суффикса-ник (няк) в названиях деревьев, кустов и т.п., напр.: березняк, вишник, осичник, осичняк, терник, сушняк.

Существительные на-ын - обозначают совокупность объектов, относящихся к реалиям одного типа, напр.: огородина, фрукты, озимые, ярина. Суффикс-ин(и)- формирует значение совокупности в названиях картофель, свекла, ботва фасоли, горохвиння, вгудиння, шелухи и т.д.

Сэму сборности в составе производных основ формируют суффиксы иноязычного происхождения. Сборными есть названия, которые обозначают совокупность произведений литературы, искусства, посвященных выдающемуся лицу, или собрание сочинений, написанных этим лицом, напр.: шевченкиана, франкіана, шекспириана. Значение сборности выражают лексемы олимпиада, универсиада, называя спортивные соревнования широкого масштаба.

Функция совокупности, сборности прослеживается в существительных игротека, дискотека, фонотека, фильмотека, картотека и т.п. Иноязычный суффикс-аж образует лексемы типа литраж, тоннаж, где сэма совокупности отражена в номинациях измерения и веса. Функция неозначеного числа воссоздана названиями генералитет, инструментарий, мускулатура, ритмика, символика, комбинаторика и др.

Сборные существительные не реализуют идею счета, поскольку в них предмет как составной компонент однородной совокупности не вичленовується из ряда подобных. Числовые параметры названных ими понятий являются неопределенными, и количественное представление о предмете или явлении в них создается с помощью слов мало, много, большой, маленький, напр.: «Или то мало того зелени на огороде?» (Леся Украинка); «Эй, милый мои! Или у нас Ясной оружия мало» (Леся Украинка); «...с левой стороны [двора] чернели грядки и небольшой молодой вишник» (Панас Мирный); «Был бы в той местности небольшой березняк или вільшаник - замело бы уже, листопадом занесло нашу дорожку ... » (И. Муратов).

Часть сборных существительных, для которой неприемлем счет, не может сочетаться с неозначено-количественными существительными, хотя отдельные наименования возможны, напр.: часть крестьянства, одна треть студенчества. Понятие нерозчленованої количественного признака формируется на несоответствия грамеми единственного реальной множественности объектов, в такого типа сборных существительных отсутствуют бинарные противопоставления числовой парадигмы.

При согласовании названия нерозчленованої требуют множественности форм единственного числа, напр.: «Жил я во времена моего студенчества ... на краю города» (Г. Хоткевич); «В труде я познавал все без ремства: и первую усталость висмаглених рук, и проголодь веселого студенчества» (Д. Луценко); «За Ботаническим садом быстро начал сводиться район, который заселяли профессора, сотрудники университета, нанимало комнаты студенчество» (Ю. Мартич); «По плоских кровлях сидела кучками бабье» (Г. Коцюбинский); «В бабинцы ... скопившаяся белокочанная бабье» (Г. Старицкий).

В сборных существительных лексема ни по семантике, ни по форме полностью не соотносится с наименованиями существ, имеющих корреляционные числовые пары, наоборот, здесь прослеживается асимметрия языковых . корреляций, напр.: учительство и учитель - учителя, гвардия и гвардеец - гвардейцы, интеллигенция и интеллигент - интеллигенты, студенчество и студент - студенты, генералитет и генерал - генералы, родня и родственник - родственники, профессура и профессор - профессора, пролетариат и пролетарий - пролетарии.

Среди совокупных понятий, названных сборными существительным, выделяется группа наименований, которые, передавая понятие соборности, вместе с тем допускают сочетания со словами, обозначающими счет и имеют соотносительные формы единственного и множественного числа, то есть выражают сэму расчлененной совокупной множественности, напр.: отряд - отряды, рот - рты, армия - армии, коллектив - коллективы, класс - классы, нация - нация, народ - народы, племя - племена.

Словоформы сборных существительных с грамемою множества воспроизводят семантически однозначные величины, подобно названий конкретных предметов эти существительные имеют двочленну парадигму числа с еквіполентними отношениями внутри противопоставленных структур. Однако если простая множественность фиксирует несколько предметов, не сосредоточивая акценты на их объединенности, то сэма совокупности, выраженная Существительными с грамемою единственного числа, относящаяся не одного экземпляра, а объединение многих лиц или предметов. Поэтому в существительных с функцией расчлененной совокупной множественности отсутствуют смысловые аналогии относительно сопоставимых наименований единиц перервного ряду с коррелятивными числовыми парами, сравн.: человек - люди и оркестр - оркестры; ученик - ученики и класс - классы.

Способность сборных понятий воспроизводиться в однородных совокупных величинах сближает их с названиями конкретной предметности и создает условия для сочетания с обозначена - и неозначено-количественными числительными, напр.: «Маленькая старая церквушка могла вместить очень мало народа» (Г. Хоткевич); «Он [Иеремия] видел, что у него в Лубнах малая сила, что у него мало войска» (И. Нечуй-Левицкий); «...Обе армии стояли На тех границах, которые показали; Между ними был просторный плац» (И. Котляревский); «Три бригады пришлось послать на сбор овощей» (из газ.).

За грамматическими показателями, в частности формой винительного падежа, которая тождественна форме именительного, существительные с семой расчлененной совокупной множественности относятся к категории неістот, напр.: построить полки и отряды; привлечь народ к участию.

Функция неозначеної множественности охватывает значительное количество грамматических единиц, иногда речь передает это значение метафоризованими понятиями, которые собственно не являются выразителями количественных отношений и для которых естественным является гіперболічне число. Расширение круга имен, которые воспроизводят функцию неозначеного числа, обусловлено близостью, а иногда тождественностью, семного наполнения конотативних наименований и нейтральных названий лексико - семантического ряда категории числа, ср.: «Лес погружается в море згуків...» (Г. Коцюбинский) и «Лес погружается во много (разнообразных) згуків». Такие формы неозначеного числа находятся на периферии категории числа, в сфере образных переносных значений, напр.: «Над серой кучей лачуг торчал черный дымоход» (П. Панч); «Срывал [бурелом] орлов припаяны дома и бросал в пропасть ручьев и бедствий» (П. Уселко); «У подошвы высоты создалась целая гора боеприпасов» (О. Гончар); «...свет упало на целое море напряженных, взволнованных лиц» (М. Коцюбинский).

В языке формируется специфический ряд существительных, где значение совокупности связано с образным переносом семантики слова, напр.: тьма, море, куча, рой, туча, лес, пропасть, гора и т.д. Семантический ряд метафоризованих названий пополняется, напр.: град вопросов, шквал критики, океан слез, пропасть проблем и др. Существительные такого типа в основном функционируют в разговорно-бытовой речи с эмоционально-экспрессивной окраской, в литературном употреблении они сохраняют свою специфику, находя применение в пониженных, реже нейтральных стилях, в сфере книжного художественного вещания, напр.: «Море камыша отовсюду катилось на него (Остапа) рыжими волнами» (Г. Коцюбинский); «Неотступно за мной летит облачко мелких мушек» (Г. Коцюбинский); «Иметь кое-как отбивалась от града вопросов» (М. Чабанівський); «В окна смотрели грядки капусты и лес кукурузы» (Г. Коцюбинский); «Океан степей застыл в полуденный сліпучості» (О. Гончар); «Баранов тьма была вареных Кур, гусей, уток печеных, досыта чтобы было всем ест» (И. Котляревский). В тексте названия с семой неозначеного числа приближаются к группе названий с семой нерозчленованої совокупной множественности. Аналогично количественных числительных метафоризированы существительные присоединяют зависимые грамматические формы в родительном падеже, напр.: «Град насмешек посыпался на Савчука» (О. Донченко); «...он в поле мечтательно бродит, где трав и цветов океан» (В. Сосюра); «Тьма жуков летит» (И. Кравченко); «...[Антон] пытался разобраться в целом рои вопросов, проблем, дымок, навеянных последним днем студий» (Г. Иваничук).