Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Справочник украинского языка

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные виды сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные предложения с придаточными зясувальними

Подрядные зясувальні части раскрывают, поясняют или дополняют смысл слова в главной части, от которого они зависят, и отвечают на различные падежные вопросы существительных. Говорят, что слезы матери горячие и твердые, міцнеє камни впечатляют (Леся Украинка). Не помню ладно, что тогда творилось со мной (Панас Мирный). Каждое Утро Коля выбегал в сад посмотреть, как там растет трава (Г. Винграновский). Отец гордится, что у него растет такой умный и добрый сын. Андрюша убедился, что все сказанное было правдой.

Подрядная зясувальна часть присоединяется к главной с помощью союзов что, чтобы, словно, будто, ли, как и связующих слов кто, что, какой, чей, который, как, где, куда, откуда, сколько, почему, когда. Дед говорит, что так поют лебединые крылья (Г. Стельмах). Сам Бог не хочет, чтобы мы были вместе (В. Самчук). Казалось, будто то был не монах, а какая-то тень... (И. Нечуй-Левицкий). Спрашивает февраль, или ты хорошо обут (Народное творчество). С высокой башни вівчарику видно, как катятся волны лиманные быстро (Леся Украинка). Оришка рассказала, кто землю на себя просил, кто пахал, кто сеял (Панас Мирный). Спрашиваешь ты, что вижу я в пространстве (Леся Украинка). Вечер покажет, каков был гдень (Народное творчество). Родителей хлеб не научит, как надо жить (Народное творчество). Кто ведает, куда бы он [Кончак] вернул? (В. Малик). Впервые увидел [Григорий], сколько бедствий может натворить один поцелуй (И. Багряный). Вот и не придумаешь, когда оно лучше (Есть. Гуцало).

Подрядные зясувальні части зависят преимущественно от глаголов в главной части, обозначающие процессы речи, мышления, волеизъявления, восприятие, разные чувства, внутреннее состояние и т.д и требуют дополнительного выяснения, объяснения подрядной частью (говорить, рассказывать, спрашивать; думать, понимать, знать, воображать; хотеть, стремиться; смотреть, слушать, слышать; чувствовать, жалеть, любить и др.). Реже подрядные зясувальні части зависят от наречий, прилагательных и причастий, выступающих сказуемым в главной части или главным членом односкладної главной части (известно, надо, видно, ясно, хорошо, определенный, равнодушен, довольный и др.). Игнат не спрашивает, куда она [Мария] идет (В. Самчук). Он [Григорий] начал понимать, что такое усталость (И. Багряный). Слушали, не идет ли еще кто (И. Багряный). Надо, чтобы люди с наибольшим чувством опасности остерегались хвалы (Т. Осьмачка). И как хорошо, что оно [девочка] не попало в плен к степняков (В. Малик). Я счастлива, что я душой визволяю душу (Леся Украинка).

 

Обратите внимание!

1. Подрядные зясувальні части с союзом чтобы следует отличать от подрядных цели с союзом чтобы. Подрядная зясувальна часть объясняет слово (глагол, наречие, прилагательное) в подрядной части и отвечает на падежные вопросы существительных, а подрядная часть цели поясняет главную часть в целом и отвечает на вопрос для чего? с какой целью? Например, в предложении Князь Всеволод приказал гридневі, чтобы отпустили парня (В. Малик) зясувальна подрядная часть (приказал что?); в предложении Я воскрес, чтобы с вами жить под неистовством весенних ливней (В. Симоненко) подрядная часть цели (я воскрес для чего?).

2. Подрядные зясувальні части со связующими словами где, куда, откуда, когда следует отличать от подрядных места и времени с этими соединительными словами и союзами. Придаточные места и времени не зясувальне, а обставинне значение и отвечают на падежные вопросы, а на вопросы обстоятельств (где? куда? откуда? когда? до какого времени?).

Сравним подрядные зясувальні и придаточные обстоятельственные (места, времени) части.

Игнат не знает, где деть радости (В. Самчук) - не знает чего? - где деть радости. Где любовь в доме, там люди богатые (Народное творчество) - люди богатые где? - где любовь в хате. Куда мы идем, я сам не знаю (М. Коцюбинский) - не знаю чего? - куда мы идем. Я пойду, куда ведет меня судьба, и буду до конца жизнь заботиться о твое добро! (И. Франко) - я пойду куда?- куда ведет меня судьба.

А он [Славута] сидел, закрыв глаза, и ждал, когда уймется этот шал (В. Малик) - ждал чего?- когда угомонится этот шал. Солнце уже совсем склонилось с полудня, когда с высокого верха в тухольську долину спускалось знакомо нам ловецьке общество под предводительством Максима Беркута (И. Франко) - солнце склонилось когда?- когда ... спускалось ... общество.