Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Второстепенные члены предложения

Задача и упражнения для самоконтроля

1. Перепишите предложения, подчеркните определения, укажите, к какому слову они относятся, которым способом синтаксического связи связываются с определяемым словом. Поделите определение на согласованные и несогласованные.

І.Благословенна тишина вокруг. Только зашерхоче где сухая зеленая ящерица, пробегая в траве, бризнуть врассыпную из-под ног кузнечики-кузнецы и еще жаворонки журчит в тишине, пронимая ее вверх и вниз, невидимые в воздухе, как ручьи, что текут и текут, разнообразные, источнико-звонкие. Кажется, поет от края до края именно воздух, поет марево, что уже схватывается, течет, струится где-не-где над ковилою (О. Гончар).

II. 1. Стало благоухающим и свежим воздух после грозы. 2.На площадь выскочил осідланий конь без всадника. 3. Из кустов подлеска несутся первые трели соловья (А. Шиян). 4. Одни только желание творить добрые дела и остались при мне на всю жизнь (а. довженко). 5. В мельнице стоял теплый, приятно сладковатый запах свежей кукурузной муки (Г. Коцюбинский). 6. Свіжозорані нивы обсівалися большими вечерними зорями (Г. Стельмах). 7. Широкой долиной, между двумя рядами развесистых гор, тихо течет по Васильковщине небольшая река Раставица (И. Нечуй-Левицкий). 8. Час для труда наступила (Леся Украинка). 9. Выскочит солнце на мгновение на голубую полянку, чтобы обсушиться, глянет на себя в лужу, и снова лезут на него тяжелые, растрепанные облака (М. Коцюбинский). 10. Генерал подходит к сферического окна и, наклонившись немного вперед, словно повисает в голубом пространстве над необъятной равниной и тонким ручейком Днепра внизу, среди песков (О; Довженко). 11. Облитые пламенем облака рвано, кошлато свисали над полосой потемневших плавневых лесов, над пустынными пенькуватими срубами, навевая какую-то смутную тревогу (О. Гончар).

2. Найдите в предложениях несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах или словосочетаниями. Выясните значение родительного падежа, что выступает в роли определения.

1. Слух о поместье в тридцать тысяч не давала никому покоя(Панас Мирный). 2. Парень лет двадцати бегал за ним (Панас Мирный). 3. Где-то далеко стучит колотушка ночного сторожа (Г. Коцюбинский). 4. Над берегом висел соленый туман от мелких брызг (Г. Коцюбинский). 5. Свет вечернего солнца заглянул в причілкове окно (И. Нечуй-Левицкий). 6. Хозяин шьет, какую-то полу от кожуха строчит (Марко Вовчок). 7. Маленький, словно игрушка, детский башмачок желтой кожи лежал у Юры на ладони (В. Козаченко). 8. Идут воины Святослава, направляясь на Царьград (Ю. Яновский). 9. Из домика выходит человек в форме железнодорожника (А. Шиян). 10. На земле беспорядочно разбросаны кастрюли, жестяные банки из-под варенья и кайла с обгоревшими ручками (Ю. Смолич). 11. А пока что здесь только светлое, как после огромного взрыва, развалюху возбудило извечную дремоту земли (О. Гончар). 12. Хата наша, отцовская и дедовская, старинная, с плетеным балбесом и без ставней, стояла над дорогой, ведущей из Полтавы до Гадяча (Гр. Тютюнник). 13. Лежит под небом чистым и высоким холодный степь моего одиночества (Л. Костенко). 14. Люблю я сумерки прозрачные апрельских вечеров и черную сеть вишневых, яблоневых вершин и по лужам ніжнотонні зари (М. Зеров). 15. Зацвели каштаны в лепестках лучи, и качает ветви теплый ураган, эй вы, далее, далее, бесконечные синие, как чудесно жить на земле моей (В. Сосюра).

3. Проанализируйте синтаксическую функцию инфинитива. Выделите инфинитивы, которые выступают в роли несогласованных определений.

1. На фронте армейская привычка выработалась быстро ориентироваться и принимать решения (А. Шиян). 2. Оставил Грицко мнению вернуться весной домой (Панас Мирный). 3. В Чіпчинім сердце уже ворухнулось желание верховодить (Панас Мирный). 4. Наступает время расставаться (О. Довженко). 5. Осталась только надежда одна надежда вернуться еще раз на Украину (Леся Украинка). 6. Как порива меня страстное желание пойти туда песками, чагарами, послушать горной пуще гомон, заглянуть в таинственную бездну, с потоками борзыми спорить, среди льды добраться самоцветные, пробудить в горах песней луну (Леся Украинка). 7. Стала приближаться час трогаться в путь (С. Васильченко). 8. Я так любил стоять под тобой, когда ты месяц молилась ночью (Г. Коваль). 9. Я знаю: не избежать плена этих чудо-чудес земной красоты (Г. Коваль). 10. Василий достал задача дойти до села и узнать все события (М. Стельмах). 11.1 Івсе я должен был приехать (О. Гончар). 12. Мне давно хотелось рассказать о этого человека (А. Головко).

4. Перепишите предложения. Подчеркните определение, охарактеризуйте их по типу связи с определяемым словом: а) согласованы, б) несогласованные (управления), в) несогласованные (прилегания).

1. Выли бури истории (Есть. Маланюк). 2. Дорога до леса Юре была близка (Г. Стельмах). 3. Целые дни ходил грустный Семен Магазаник после встречи с глазу на глаз с Онікієм Безбородько (Г. Стельмах). 4. Он стоял совсем бледный, напуганный их выходкой (А. Гончар). 5. Проблески света, сначала такие бледные и тихие, все разрастались и потужніли (Г. Коцюбинский). 6. В первую ночь молотьбы Трофим Сидорович не заснул ни на один глаз (А. Гончар). 7. В долине лен зацвел, как счастье, под небом сине-чудотворца (Г. Стельмах). 8. На горизонте, скрываясь во мгле, чуть-чуть дрожат дымки розово-синие (В. Бычко). 9. Розы изморозь искристо-сизая укрыла (Г. Рыльский). 10. Пусть помріє, пусть посмотрит на то полнолуние (А. Гончар). 11. Вокруг было все зеленое, и губы твои в шуме трав, что тепло улыбались мне, я с солнцем вместе целовал (В. Сосюра). 12. Сагайда подал команду в'ючитись (О. Гончар).

5. В представленных предложениях замените, где можно, согласованные определения несогласованными.

1. Крепкие руки Олегу подчинили себе лодку (Д. Бедзик). 2. На горных вершинах нависли дымные облака (О. Гончар). 3. Теперь Юра сидит на берегу и всматривается в морскую даль (О.Донченко). 4. Мать васи шла на станцию по воду (А. Бойченко). 5. По Джериною домом, под старой грушей, на зеленой траве спал молодой парень, подложив под голову белую свиту. 6. На Николаево счастью, один скрипчинский парень сосватал вербівську девушку (И. Нечуй-Левицкий). 7. Первой такой колючкой в Чіпчинім жизни была смерть бабья. 8. Сказки бабушкины, при одинокой жизни, в стороне от общества, пластом дожились на детский ум (Панас Мирный). 9. Горным ключом он пахнет и глицею густой, этот карельский ветер, яростный снежной (Г. Бажан). 10. Стояла удовина домик на лугу под горой (М. Вороной).11. Ломкий юначий голос гаснет за шаг (П. Гуриненко). 12. Прикоснусь к яблоневых веток - и в путь к вершинам соберусь (А. Чубинский). 13. Вербовый гай на той стороне повивсь в темноту, почернел, голубые горы стали синими и хорошими (Г. Коцюбинский). 14. Золотой навскісний луч поджег мою герань (И. Жиленко).

6. Составьте предложения, в которых представлены слова и словосочетание выступали бы определениями.

Высокого роста, веселый, имени Т. Шевченко, с дерева, с карими глазами, верхом, лет двадцати, сгоряча, сегодня, писать, брата, черные.

7. Перепишите предложения. Подчеркните распространенные определения, объясните способы их морфологического выражения.

1.Я не турист в родном края,не молчаливый наблюдатель (Г. Рыльский). 2. Как не любить любовью наснажених, мудростью полны книг, неизвестных троп, дерзаний еще не взвешенных и небосклонов новых (Г. Рыльский). 3. Заиграл, зарум'янився Днепр, слегка покрытый свежим серпанковим туманцем (О. Гончар). 4. Село, заколдованный звездным небом, синеет разбросанными домиками (Г. Стельмах). 5. Причерствілий хлеб, принесенный пахарем вечером домой, - лучший хлеб моего детства (Г. Стельмах). 6. Дома в садах и улица в пыли горячем, розовом, виткому (Л. Первомайсъкий). 7. Од царицы пришел указ бреет лбы (Т. Шевченко). 8.1 в радостные глаза качают каштаны приветливым и теплым ветками (В. Собко). 9. Как весело, как молодо шумит под берестом или дубом вековым, стемнілу оживляя лазурь, огонь рыболовный вместе с поэтическим (Г. Рыльский). 10. Перед ними была совсем городская улица с мостовой, с тротуарами (И. Нечуй-Левицкий). 11. А где же твои думы, рожевії цветы? Доглядані, спелые, взлелеянные дети? (Т. Шевченко) 12. Солнце, еще не скрытое за облака, ад щедро (В. Собко), 13. Там мать добрую мою еще молодую - в могилу нужда и труд положила (Т. Шевченко).

8. Перепишите предложения. Подчеркните примера, объясните, к какому слову они относятся и чем выражены.

1. Вернулись домой пять братьев, пять братьев-богатырей из боев (В. Бычко). 2. Чем тебе, милый края, отблагодарю, где слова-самоцветы соберу (Л. Дмитерко). 3. Зацвела весна, и весна красна, цветом-цветом простелилась до села (а. малышко). 4.И тополь шепчет, тянется к матери-земле (А. Малышко). 5. Зацвела в долине красная калина, будто засмеялась девушка-ребенок (Т. Шевченко). 6. Надел десен-князь кирею золотую, а дикая рожа - буйнії кораллы (Леся Украинка). 7. Где-не-где лежали на земли деревья-великани, підриті и поборені возрасту или расколотые громом (О. Кобылянская). 8. Ой, какой же ты стал теперь, мой лес-брат! (О.Десняк) 9. И, может, встретится песня моя самотняя в мире с птичками-песнями, то быстро [тогда тая гучная стая далеко путями-терниями (Леся Украинка). 10. Десна-красавица гребет свой гибкий стан до Днепра-Славуты (И. Цюпа). 11. Не слышал кто, не видел москаля-солдата, моего сына (Т. Шевченко). 12. А Днепр языков подслушал: широкий и синий, поднял горы-волны (Т. Шевченко). 13. Среди длинной мамы-зимы буду спать в фарфоровой шкатулке (И. Жиленко).

9. В поданных предложениях выделите прокладки, поделите их на распространенные / нераспространенные и объясните, чем они выражены.

1. Три девушки, студентки-агрономы, шли зимой по дорожке лесной (Г. Рыльский). 2. Слово, моя ти єдиная оружие, мы не должны погибнут оба! (Леся Украинка) 3. Тихой походкой, еле ступая натомленими ногами по свежей пашни, шел за плугом парень, Семен Ворон (Г. Коцюбинский). 4. Из муки смерти ее відживи! (П. Грабовский) 5. Был себе раз Вовчик-братик и Лисичка-сестричка... (И. Франко) 6. Ходит вечер-краснозорець, бьется парень-партизан (А. Малышко). 7. И вспомнилось детство, когда он с отцом, старым лесорубом, гнал крепко скрученные ужвою плоты по Десне и Днепру (Г. Стельмах). 8. Старый продвигается к окна, зазира внутрь и видит: в избе, за столом сидят гости - учитель и крестьяне (Г. Коцюбинский). 9. Из всего рода осталась я и родной брат родителей - мой дядя (Панас Мирный). 10. Холодком, в праздник, приходил Скоробогатько Максим, сельский староста, которого дразнили «волчком», и тесть Підпари, Гавриил (М. Коцюбинский).

10. Перепишите предложения. Расставьте нужные знаки препинания, объясните их. Подчеркните обособленные прокладки.

1. Закусывал своим пищей хлебом и салом что остались еще от обеда в лесу (Есть. Гуцало). 2. Вот он его красавец возвышается над тополями на железобетонном стапеле грудью к солнцу (О. Гончар). 3. Он секунды не колеблясь отдал бы свою жизнь до конца чтобы жила она его ясочка его звездочка которую он так и не смог спасти... (О. Гончар) 4. Муж ее совхозный комбайнер на то время уже был на фронте (А. Гончар). 5. В комнату ворвалась Галина Терентьевна Гаркуша старший научный сотрудник лаборатории (И. Щербак). 6. Тогда поднялся с места бригадир Семен Бойко бывший командир партизанского отряда (Ю. Яновский). 7. Именно с этой песней мы с Василием моим героем возвращали было с работы (О. Довженко). 8. То был старый Бубка отец тому пареньку такой смуглый как и сын (И. Нечуй-Левицкий). 9. Сама невеста его дочь уже наладила все до венца (И. Нечуй-Левицкий). 10. Тем временем подошло два купцы близкие соседи (И. Нечуй-Левицкий). 11. Матрена женщина хорошего хозяйственного рода тоже помогала Ивану в его труда (Панас Мирный).

11. Найдите в предложениях дополнения, объясните, чем они выражены.

1. Он заговорил мелко и сердито, наговорил сыновьям семь мешков гречневой шерсти, несмотря на святую пятницу (И. Нечуй-Левицкий). 2. Нам нет ни впину ни границ, лишь в труде вдохновение ты найдешь (В. Сосюра). 3. В теплую улыбку сложились губы, и день в глазах его расцвел, над ним дымят трубы заводов, гудят моторы самолетов (В. Сосюра). 4. Как любо идти любимой землей и родной ветер пить без конца (В. Сосюра). 5. Протащили свое «ку-ка-ре-ку!» горластые петухи (Панас Мирный). 6. Недавно в госпитале я прочитал «Разве ревут волы, как ясли полные?» (М. Стельмах). 7. Андрей вспоминал прежнее (Г. Коцюбинский). 8. В ответ рыбаки закричали «ура» (Г. Трублаини). 9. Не здороваясь, Богдан застывает у дверей, ловит удивленный взгляд мельника, ловит неравный ручей муки, втоплює глаза вверх, где лихоманиться киш, и не верит себе: здесь, в тенях, с пустым мішкомуруці, стоит она(М. Стельмах). 10. Серые туманы курились над нашей землей, грязные и тяжелые тучи выстилали высокое небо, холодный ветер перегонял их с одной стороны на второй, и от его дыхания когда-не-когда разрывалась та грязная полог, и из-под нее украдкой выглядывал небольшой кромок голубого неба, чтобы через минуту снова покрыться облаком, утонуть в ее серой бездны (Панас Мирный).

12. Определите прямые и косвенные дополнения. Выясните, какие члены предложения и части речи управляют приложениями.

1. Пахнет огурцами, старым неретом волока, хлебом, отцом и косарями, болотом и травами... (О. Довженко). 2. Прохожие с удивлением поглядывали на девушку, на ее танец, на заволохаченого, с намерзлими ноздрями лошади (М. Стельмах). 3. Тучи снега свистели над всем безграничностью родного края - ласкового и строгого, но всегда дорогого сердечные (О. Донченко). 4. Огромная лужа заросшая травами, лиловыми колокольчиками и походила на озеро (О. Донченко). 5. Какой-то тихий покой вас занимает (Панас Мирный). 6. Горячий степной ветерок подихнув и обдал полевыми благовониями - согретым травой, чабрецом, душицей (Панас Мирный). 7. У меня нет здесь знакомых (М. Коцюбинский). 8. Сижу я под ивой, стерегу полотенца и украдкой от хозяйки вышиваю хмелем себе рубашку (И. Нечуй-Левицкий). 9. Не хились наземь, преданный казак, о беде приключение навеки забудь, самую лютую муку сердце переплачет... (П. Грабовский). 10. Так мы проехали добрых пять верст, пока увидели, наконец, село (Г. Коцюбинский). 11. Перекрестился неборак, лошади лучшего седлает и скачет в Киев (Т. Шевченко).

13. Выпишите предложения с косвенными дополнениями, установите значение каждой відмінкової формы приложения и средства его выражения.

1. Теплый крапчатый дождь застал птиц и людей среди поля (В. Земляк). 2. Ты мечом встречала супостата и жгла огнем ненависти, и казацкая удаль предприимчивая гайдамацким ярость клокотала (Г. Луков). 3. Выйду в поле, среди ржи, в задивлюся небо голубое. Земля родная, сколько буду жить, столько и буду любить тебя (М. Луков). 4. Мне показалось, что держишь ты не сердце, а планету на ладони (А. Головко). 5. Ты меня с детства поднимала, хлеб дала с песнями соловья, отвела дорог мне немало, земля, зореносице моя! (А. Малышко) 6. Я сама себя виню, сама себя жалею и ничего не враю с собой (Панас Мирный). 7. На длинном пути до седин было вам спокойно без меня (А. Чубинский). 8. Заросли пути терниями на ту страну (Т. Шевченко). 9. Пропахли села сеном и травой в ожидании жатвы и спелой черешни (А. Чубинский). 10. Я так давно тянусь к красоте (А. Чубинский). 11. Месяц светит на белую фигуру и на дом (С. Васильченко). 12. За селом, на житницы, показался редкий в этих местах суслик. Он нес проросшего колоска (В. Земляк). 13. Не щебечет соловей в луке над водой (Т. Шевченко). 14. Устремилось с неба целое море тихого света, все на земле потопляючи (С. Васильченко).

14. Выделите в поданных предложениях второстепенные члены предложения. Разграничьте определения и приложения, объясните, почему.

1. По дубраве ветер воет, гуляет по полю, край дороги гнет тополь до самого пола (Т. Шевченко). 2.І смутно, и радостно покинуть парту, где рос и мужал, распущенные ветви весеннего сада, на берегу лодка, полет голубей (В. Швец). 3. Причудливыми узорами легли на путь тени акаций (О. Гончар). 4. Молодежь заполнила небольшую комнату учительницы (О. Войченко). 5. Реку переходили бродом, с боями - и бродом, и вплавь (В. Швец). 6. Гордится против солнца гай, весь в сверкающих каплях, как в дорогом ожерелье (С. Васильченко). 7. Спеша, куда-то прячутся последние шумы и гуки длинной летней погоды (С. Васильченко). 8. Еще слышно бури где-то неистовый клекот (Г. Коваль). 9. Бряжчать кружевные ига с терновыми занозами, поскрипывают новые чумацкие границы, укрытые шкурами, закурені в дальней дороге (Г. Коцюбинский) 10. Иду майданом, разворачиваю листья и слушаю вечернее пение соборов (И. Жиленко). 11. Кто в дикий вихрь гопака втіляв жизни навстречу степи (Есть. Маланюк). 12. Прикоснусь к яблоневых веток - и в путь к вершинам соберусь (А. Чубинский).

15. Определите, в каких словосочетаниях управляемый существительное является несогласованным определением, а в каких-приложением.

Берег озера, стрелка часов, обложка книги, страница письма, черта характера, сугробы снега, окна аудитории, парень веселого нрава, купола церквей, зал заседаний, глубина моря, ребенок соседа, студент университета, книжки ученика, герой нашего времени, уборка урожая, вспашка земли, красота природы, куст роз, ряд ив, границы страны, пожатие руки, счастье материнства, борьба за существование.

16. Подчеркните в представленном тексте приложения и определение, дайте им характеристику.

Течет доверху налита светом река. Раздвинула камыши, вольготно разлилась, воспроизводит саму ширь и сияние неба, со всем живым общается своим безмолвным языком... Тут я впадаю в Мировой океан. С этими камышами прощаюсь, что, как египетские папирусы, впитывают в себя щедрые тайнощі Света... Прощаюсь с пограничной вышкой, что возвышается в камышах, и пограничник молодой там караулит с биноклем вверху... Этот день караулит, залитый потопом света, и бредовую тишину ив, и бесконтрольный полет птицы более все межевые знаки... Ухожу, исчезаю своими пресными водами в Мировом океане. Он поглощает меня, одну из множества год, чтобы уподобить себе, растворить в своих синих безмеж-жях. А так ли уж бесследно исчезаю? Не отражусь разве хоть в какой степени - на складе его же собственных вод, на степени ее солености, на уровне его берегов, на самом характере Океана? Река равнин и гор еще долго будет течь и там, среди моря, вдали будет видно среди морской лазури течение рыжей речной воды, она там еще долго будет сохранять свою речную природу - и прісноту источников, и цвет горных и долинных почв, и внутреннее движение жизни... Вода среди воды - уже в этом одвічнім единении устья реки с океаном (О. Гончар).

17. Прочитайте предложение. Найдите обстоятельства места, чем они выражены.

1. Через открытое окошко врывается ветер, со свистом летит в открытые двери, дальше - сквозь дверь противоположного зала, и вытекает, распевая, сквозь окна (И. Гавриленко). 2. Снаружи веранду обплітав густыми звоями дикий виноград (В. Кучер). 3. Ветровые вслед катился не знать куда хваткий курай (В. Кучер). 4. Справа, и слева, и спереди стояли озера и озерца (А. Шиян). 5. Через несколько домов, против ворот стояли запряженные лошади (А. Шиян). 6. В четырех километрах от совхоза в глубокой балке притаился хутор (О. Гончар). 7. По опушке леса и на поляне зеленеет первый хохлатка и цветут подснежники и сон-трава (Леся Украинка).

8.Довкола вспыхивали огоньки (П. Панч). 9.Уздовж реки по воде простелилась золотая мерцающая тропа (В. Козаченко). 10. Ой из-за горы, из-за дубравы вышли ребята чорноброві (Г. Рыльский). 11. Там гордые верховины довгорукавих и густых елей гудят и верховины склоняются к дружеской разговоры (Г. Рыльский). 12. Издалека и вблизи, с гор и долов, с сел и городков сотни людей плыли-напливали до Борислава (И. Франко). 13. За горами горы, тучами повиты, засеяны горем, кровію политые (Т. Шевченко). 14. Вернулись мы с охоты, не сделав ни одного выстрела (Ю. Збанацкий). 15. В солнце красуясь, белая тучка трепещет вверху (Т. Шевченко). 16. Вылезли из тени садов, из-под крыш, из-за сараев (А. Головко).

18. В представленных предложениях найдите обстоятельства времени, объясните, чем они выражены.

1. Начиная с середине недели, ходили по улицам молодежи с распущенными косами (Г. Коцюбинский). 2. На днях сидели в нетопленом доме и не варили блюда (М. Коцюбинский). 3. День в день на вершинах ходят холодные туманы (А Шиян). 4. Еще маленьким девчонкой она бродила тут с подружками (О. Донченко). 5. Лежим мы ночью под Новый год на своей позиции (О. Гончар). 6. Всю ночь до зари я не спала Леся Украинка). 7. Как-то сидим мы в своем доме (Г. Вороной). 8. Над селом стоял обычный в осеннюю пору туман (М. Коцюбинский). 9. Малый чабанец возвращался смерком домой (Ю. Яновский). 10. Над белым Киевом еще злятся снегопады, сковал Славутича мороз на долгие дни (А. Донченко). 11. Поверь, никогда зла не имел к тебе, хоть с детства ты обскакував меня (Б. Чип). 12. Сколько я не виделся с тобой! Как там сейчас под горою гай? А луга и ивы над водой? (М. Луков) 13. Твоим песням, полкам твоим и чатам вставать с бойцами рано на заре (А. Малышко). 14. Смывала вечером щелочью дочкины волосы, а теперь тихонько на ладонях себе разослала (В. Коломиец). 15.1 нашептывает ветер всю ночь в флаги (А Чубинский).

19. В представленных предложениях выделите приложения и обстоятельства, объясните способы их выражения.

1.На возвышении есть местность, в народе до сих пор называется ся Золотой Тик (О. Гончар). 2. По дороге косари болтали о разном (О. Довженко). 3.І люблю осенью по колено ходить в письме (М. Стельмах). 4. Ты приходишь ко мне не раз и не два поведать о муках глухие и закованы (А. Малышко). 5. Уже день кладет на седую мудрость горячий луч розсвітань (А Малышко). 6. Восход солнца встретить я вышел в поле и стал на колени к востоку (О. Олесь). 7. Дорога огромной спиралью спускалась вниз (О. Гончар). 8. Ходит осень дрлами в золотой обнове (А Малышко). 9. Пошла в снопы, поковыляла Ивана-сына кормить (Т. Шевченко). 10. Месяц прячется за темную стену леса (Леся Украинка). 11. Над берегом висел соленый туман от мелких брызг (Г. Коцюбинский). 12. Шары тонко зумкотіли над ее головой (О. Гончар). 13. В тот день они уже пришли были прощаться с Днепром перед возвращением на родину (О. Гончар). 14. Свежая растительность блестела под голубым небом против солнца (М. Коцюбинский).

20. Выпишите обстоятельства, сгруппировав их по значению (места, времени, причины, цели, образа действия, условия, допустовості).

1. Лодка то поднимался высоко, то опускался низко, мягко и ласково перебираясь с волны на волну (Леся Украинка). 2. Мелкие волны сливались воедино и, словно глыбы зеленоватого стекла, незаметно подкрадывались к берегу, падали на песок и разбивались в белую пену (Г. Коцюбинский). 3. В открытых дверях предрассветным паутиной вигойдувався дым, а навстречу ему пробивался такой солнечный пыльца, словно он творился в цору яблоневых відцвітань (Г. Стельмах). 4. Не погас еще на западе, как кровь, красное зарево, а уже над ним в темноте далекого неба зарделась, словно головешка в пепле, вечерняя заря (С. Воскрекасенко). 5. Вдоль узенькой дорожки чернели пашни, зеленела озимые, и по ней тени легких тучек неслышно носились, словно играли (А. Головко). 6. Капитан стоял возле рулевого, раз приходился до большого бинокля и командовал, куда поворачивать руль (М. Трублаини). 7. На востоке сразу каким-то чародійним взмахом розгонисто вырисовывалась солнечная крона, и несколько тучек стали украшением в ее лучиках (М. Стельмах). 8. А Яшка сел у него в ногах и смотрел задумано в двери на леваду, где бегали тени между деревьев, как в прятки с луной играли (А. Головко). 9. На рассвете она прижала ребенка к груди, а вторую взяла за руку и вне селом двинулась навстречу Якимове (П. Панч). 10. Раз в раз останавливался Черныш передохнуть, держась за скалу руками и ногами (О. Гончар).