Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
3. Философия Западной Европы

Елейська школа.

В VI - V вв. до н. э. в античной философии наблюдались материалистические и идеалистические тенденции. Правда, разница между античным материализмом и идеализмом размыта и условна. К идеалистов античности относятся представители Елейської школы. Елей - город - государство в Южной Италии, тогда часть Эллады. Основателем Елейської школы стал Парменид из города Елеї. Свои взгляды и философские мысли Парменид излагал и в стихах, где очень часто используются метафоры и аллегории. В основном сочинении «О природе» наряду с материалистическими взглядами есть и идеалистические. Так, в реальном мире в области бытия Парменид (а затем и другие представители елейської школы) полностью отделяет движение. Понятие развития в значении, которое используется представителями милетской школы, а затем и Гераклітом, Парменид подвергает острой критике и называет пустотой. Почему же Парменид отвергает развитие и движение? Ответ вытекает из характеристики отношения бытия и небытия. Парменид подчеркивает, что «сущее существует, потому что бытие есть, в то время как ничего другого нет». Эти мысли подталкивают к единому выводу: все то, что несет (в том числе и движение), не существует. Самый яркий ученик Парменида известный философ Зенон из Елеї, развивая взгляды учителя, подчеркивал, что логически невозможно представлять множественность вещей и допущение движения, это приводит к противоречиям. Известные парадоксы Зенона против возможности движения: «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др. Раздумывая над аргументацией Зенона, позже философ Георг Гегель отрицал аргументацию Зенона: двигаться означает быть в таком месте и в то же время там не быть, а это единство непрерывности и прерывности пространства и времени, что и делает возможным движение.