Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Ответы на вопросы к экзамену по курсу Основы биологии и генетики

Закономерности роста и развития детского организма.

Рост и развитие человека является непрерывным и поступательным процессом, который начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. Он включает тесно связанные между собой факторы: 1) рост, 2) дифференцировка органов и тканей, 3) приобретение организмом характерных для него форм (формообразования).

Развитие характеризуется изменением качественных показателей, которые приводят к повышению уровня сложности систем организма, осложнения их взаимодействия и процессов регуляции. Процесс развития протекает неравномерно, скачкообразно. Постепенные количественные изменения в процессе роста организма приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. В периоды замедления роста происходит больше всего дифференцировки тканей и формообразования.

Кроме неравномерности и непрерывность важными закономерностями роста и развития детей является гетерохронія и явление опережающего созревания жизненно важных функций. Отдельные органы и системы развиваются взаимосвязано, не изолированно друг от друга, и зависят от влияния условий окружающей среды.

функциональная система - это временное функциональное объединение различных органов организма для обеспечения получения полезного для существования эффекта (например, функциональная система сосания, функциональная система обеспечения перемещения тела в пространстве и т.д.).

Функциональные системы созревают неравномерно и неодновременно - то есть гетерохронно. В первую очередь развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых является жизненно необходимым.

Формирование функциональных систем (системогенез) происходит гораздо раньше, чем это необходимо. Так развитие органов, обеспечивающих исполнение рефлекса сосания, происходит задолго до рождения ребенка.

Весь жизненный путь от зачатия до смерти проходит при наличии запаса жизненных возможностей (по А.А. Маркосяном). Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное протекание жизненных процессов при изменении условий окружающей среды.