География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 26. АВСТРАЛИЯ - САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. СВОЕОБРАЗИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ АВСТРАЛИИ.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

 

Учебная цель: сформировать первичные знания о своеобразии географического положения Австралии, определить основные этапы открытия и исследования, основные формы рельефа и полезные ископаемые; совершенствовать практические умения и навыки объяснять особенности географического положения материка, приводить примеры форм рельефа, определять закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых; сформировать умение сравнивать географическое положение Австралии и Африки; развивать познавательный интерес к изучению темы.

Оборудование: физическая карта Австралии, портреты исследователей материка (А. Тасман, Дж. Кук и др.), иллюстративные материалы природы Австралии, атласы, учебники, раздаточные материалы, шаблоны (контурные карты).

Основные понятия: географическое положение, крайние точки, протяженность материка, колонизация, геологическое строение, платформа, щит, область складчатости, равнины, горы, полезные ископаемые.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• Какие эпитеты вы бы применили в отношении Африки после ее изучения?

• Что вам известно об Австралии? Почему изучение любой территории целесообразно начинать с характеристики ее географического положения?

• Какие особенности природы материка зависят от его географического положения? Приведите примеры, используя знания о африканский континент. Вспомните типичный план изучения материка.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Австралия - самый отдаленный от других материк Земли с уникальной и неповторимой природой. 75 % растений и 90 % животных, которые есть в Австралии, больше не встречаются нигде на Земле. Только на этом материке можно увидеть в естественных условиях гигантских, выше человека и карликовых кенгуру - размером с кролика. Только на этом материке поголовье овец и коров в несколько раз превышает количество населения, а фермеры осматривают свои владения, используя легкий моторный самолет. Только вблизи берегов этого материка раскинулось такое чудо природы, как Большой Барьерный риф, самый большой коралловый риф в мире, длиной около 2 тыс. км и площадью более 350 тыс. км2 (более чем половина площади Украины). Только этот материк полностью занимает одна страна.

Следующие уроки помогут узнать еще много интересного и удивительного об Австралии.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Географическое положение Работа с картой

Австралия - самый маленький материк на Земле. Расположена в южных широтах восточного полушария. Южный тропик пересекает материк почти посередине.

Крайние точки: северная - мыс Йорк (11° ю. ш., 142° в. д.), южная - мыс Юго-Восточный (39° ю. ш., 146° в. д.), западная - мыс Стоп-Пойнт (26° ю. ш., 113° в. д.), восточная - мыс Байрон (28° ю. ш., 153° в. д.). С запада Австралия омывается Индийским океаном, с востока - Тихим. Берега расчленены слабо.

Моря: Коралловое и Тасманово. Заливы: Большой Австралийский, Карпентария. Проливы: Бассова, Торресов. Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд.

Острова: Новая Гвинея, Тасмания, Новая Зеландия. Австралия только на севере через многочисленные острова имеет некую связь с Юго-Восточной Азией.

• Одновременно с исследованием географического положения обозначения в тетрадях на шаблоне географических названий.

• Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение признаков сходства.

2. История открытия и исследования Австралии

Terra Australis Incognita (лат. «неизвестная южная земля»). Австралия была открыта европейцами-голландцами (В. Янсзон, 1606 г.). Л. Торрес, А. Тасман. Дж. Кук открыл (1770 г.) эту землю для европейской колонизации. В 1788 в Сиднее, который назывался Порт-Джэксон, была основана первая колония для английских каторжников.

3. Геологическое развитие и рельеф австралии

В основе значительной части Австралии лежит древняя Австралийская платформа. На востоке к древней платформы присоединилась область Ґерцинської складчатости. Платформе соответствуют равнины: Западно-Австралийское плоскогорье на западе и Центральная низменность на востоке и юго-востоке. Области складчатости соответствуют Восточно-Австралийские горы, которые в Австралии называют Большой Водораздельный хребет. На юго-востоке горы достигают наибольшей высоты и называются Австралийскими Альпами (средняя высота до 2000 м, высшая точка - гора Косцюшко, 2230 м). В Австралии нет активных сейсмических зон и действующих вулканов, в связи с чем ее называют самым спокойным в геологическом плане материком. Австралия - самый низкий материк нашей планеты. Средняя высота материка - около 300 м. Большой Барьерный риф.

4. Полезные ископаемые

Австралия богата разнообразными полезными ископаемыми, особенно на руды черных и цветных металлов. Фосфориты, поваренная соль, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, алмазы, опалы.

 

V. Закрепление изученного материала

• В чем заключаются основные особенности географического положения Австралии? Почему Австралию часто называют «материком наоборот»?

• Какие причины препятствовали быстрому изучению и освоению Австралии?

• Какая зависимость существует между расположением форм рельефа на материке и его внутренним строением?

• В какой геологический период образовался Большой Водораздельный хребет?

• Сказалось ли это на особенности его рельефа?

• Почему в Австралии нет действующих вулканов и отсутствует современное оледенение?

• Почему среди австралийских полезных ископаемых преобладают рудные?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Обозначить на контурной карте названия крайних точек Австралии, океаны, омывающие материк, элементы береговой линии: крупные острова, полуострова, моря, заливы, проливы.

• Используя текст параграфа, заполнить хронологическую таблицу «Исследование Австралии».

 

Время исследования

Исследователи

Результаты