СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Сложноподчиненное предложение
Союзы підрядності и соединительные слова в предложении складнопідрядному
Основным
средством сочетания подрядной части с главной есть союзы підрядності (что,
как, чтобы, потому что, поскольку, если бы, чтобы, ли, когда, когда бы, пока, пока, раз, будто, словно,
как будто, как будто, словно, немовбито, якобы, хотя, так что, потому что, даром что,
из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что, несмотря на то что, как
только, после того как, как ... то, если ... то, если ... то и др.).
Поскольку
союзы являются служебными словами, они не выступают членами предложения, а лишь
выражают зависимость одной части предложения от другой и связывают подрядную
часть с главной. Например, в предложении Не розхитуй лодки, потому вивернешся
(Народное творчество) причинная союз потому что только подчиняет
подрядную часть главной и соединяет их в одно сложное предложение, но не является
членом предложения.
Средством
связи между частями сложноподчиненных предложений могут служить не только
подчинительные союзы, но и соединительные слова. В роли связующих слов выступают относительные
существительные во всех падежных формах (кто, что, какой, чей, который, сколько)
и отдельные наречия (как, насколько, где, куда, откуда, когда, как,
только, почему, зачем).
Соединительные
слова, в отличие от союзов, относящихся к знаменательной самостоятельных частей
речи (местоимений или наречий), а потому они не только подчиняют
подрядную часть главной, но и выступают членами предложения в подрядных
частях. Например, в складнопідрядному предложении Зима спросит, где лето
булв (Народное творчество) наречие где в роли связующего
слова соединяет подрядную часть с главной и выступает обстоятельством места в
подрядной части, зависит от сказуемого было. Другие примеры: Тот
в полночь на море устремится, кто не думает утра дождаться (Леся Украинка).
Воображением он [Микулка] видит вчерашний день, когда перед школой толпились
отцы и матери, просто родные тех юношей и девушек , что собирались на
каникулы (И. Чендей). Вот и попробуйте представить родную природу без журавля, о
которого в песнях поют, который живет в прислівях и сказках
(А. Топачевский). Которая головонька, такая и розмовонька (Народная
творчество). Какую дружбу заведешь, такую и жизнь поведешь (Народная
творчество).
Обратите
внимание!
В
сложноподчиненных предложениях следует различать союзы и омонімічні с ними
соединительные слова, от которых они образовались. Это прежде всего касается слов ,
когда, как. В одних сложноподчиненных предложениях они выступают
союзами, в других - связующими словами. При разграничении их следует помнить,
что:
1) союз
не бывает членом предложения, а связующее слово обязательно выступает членом
предложения в подрядной части;
2) на
союз никогда не падает логическое ударение, а союзное слово может произноситься
с логическим ударением;
3) союз
можно заменить только союзом, а союзное слово - другим связующим словом.
Например:
Теперь я верю в то, что дикие звери его музыки слушали! (Леся Украинка).
Богдан не знал, что ответить отцу, и тоже приуныл (Г.
Луков). В первом предложении что - союз, поскольку не является членом предложения,
не имеет логического ударения; во втором предложении что - союзное слово,
поскольку в предложении выступает прямым дополнением к сказуемому ответить, имеет
логическое ударение. Люби свою любку, как [союз = как будто,
не является членом предложения, не отмечен] голубь голубку (Народное творчество).
Улас чувствовал растерянность перед большим городом и совсем не знал, как
[соединительное слово, обстоятельство образа действия, имеет логическое ударение] себя вести
в нем и как [то самое связующее слово] себя держать (Григорий
Тютюнник). Не оскорбишь и врага своего, когда [союз = если,
не является членом предложения] хоть немного сможешь себя познать... (Г.
Сковорода). Благословен тот день и время, когда [соединительное слово,
обстоятельство времени] прослалась коврами земля, яку сходив Тарас маленькими босыми
ногами ... (М. Рыльский).