Война - по своей сущности это политический феномен, продолжение политики, которую государство осуществляет иными, насильственными средствами, то есть политикой в ее экстремальном, агрессивной бытии. В функциональном видении - это вооруженная борьба между государствами (их коалициями) или социальными, этническими и другими сообществами.
В истории политической мысли издавна прослеживаются два противоположных подхода к В. С одной стороны, признание ее закономерным природным явлением, необходимым для общества (Гераклит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гегель, Клаузевиц, Ф. Ницше и др.), современной школой политического реализма (П. Моргентау, Олсоп, Уїнворт, Шлезингер). И. рассматривается как средство борьбы за мировую гегемонию и защиту национальных интересов.
Сторонники противоположной точки зрения считали В. недопустимыми и искали путей для их предотвращения или по крайней мере ограничения (Дюбуа, Подобрат, Я. Коменский, Г. Гроций, Я. Козельский, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, К. Маркс и др.). Несмотря на то, при всем разнообразии взглядов на В., общепризнанным является ее связь с политикой. Политические характеристики являются решающими и для типологии В. В военной науке ее принято классифицировать по социально-политическим содержанием на справедливые и несправедливые. До справедливых относятся: В. против агрессоров, оккупантов; революционные В. против социального угнетения; В. за освобождение от национального порабощения; В., направленные на выполнение международных обязательств (участие бывшего СССР в войне против Японии в 1945 г.), и В.-репрессалии в соответствии с Уставом ООН (наказание Ирака за агрессию против Кувейта). В., направленные на завоевание и покорение других стран, ограничение их суверенитета, навязывания своей воли из территориальных проблем, вопросам общественного и политического строя, на насильственное удержание в повиновении угнетенных народов, являются несправедливыми.
Различают также В. международные и внутренние, то есть гражданские; локальные и мировые. По способу ведения В. бывают оборонительные и наступательные. Критерием классификации И. может быть также количество участников с каждой стороны: В. между коалициями государств; между двумя государствами; между одним государством и коалицией. Принципиальное значение приобрела и классификация В. по военно-техническим критерием. В зависимости от оружия, которое используется: с применением обычного оружия, оружия массового уничтожения.
Войны - реальность XXI вв. За то важными являются политические и правовые механизмы, которые используются (и не только участниками В.) для содержания, насколько это возможно, В. в "цивилизованных" рамках (защита гражданского населения, пленных, раненых, ограничения средств ведения боевых действий и т.п.). Завершается В. также политическим актом - заключением мирного договора (или иного документа), в отдельных случаях - капитуляцией побежденной стороны. После завершения В. политика или использует ее победные последствия, или приспосабливается к условиям, сложившимся в результате поражения.
История В. доказала, что с совершенствованием военной техники стремительно увеличиваются человеческие потери, особенно среди гражданского населения, и материальные убытки, причиненные. Создание ракетно-ядерного и другого оружия массового уничтожения перевело вопрос о "цене" И. в принципиально новую плоскость. Если раньше речь шла о количественное увеличение человеческих и материальных потерь, то ракетно - ядерная война угрожает качественно новыми последствиями: самоуничтожением человечества, разрушением условий, необходимых для жизни на Земле. Обозначенные реалии отразились на политической и военной мысли конца 70-х - начале 90-х годов, на признании того, что ракетно-ядерная В. не может быть средством политики, поскольку ее возникновение означало бы конец бытия всего человечества. Серьезными попытками по предотвращению В. стали соглашения об ограничении противоракетной, стратегического ядерного и обычного вооружения, о мерах доверия и т.д., вследствие чего уменьшилась угроза возникновения мировой ракетно-ядерной В.
Однако во многих регионах мира продолжаются и порождаются опасные локальные В., поэтому проблема ликвидации В., поиски путей достижения мира в международных масштабах остаются актуальными и сейчас. Нужно учитывать и то, что увеличивается количество стран с ядерным оружием. Это противодействует эффективному контролю со стороны мирового сообщества за состоянием обеспечения мира (ООН).
Закон Украины "О основы безопасности Украины" от 19 июня 2003 г. // Правительство, курьер. - 2003. - 30 июля. - № 139; Военный энциклопедический словарь. - М., 1984; Лукьянов А. В. Теория международных отношений. Основные понятия. - К., 1999.
В. Храмов