ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Как Г. Коуз предлагает решать проблему "внешних эффектов"?
В отличие от А. Пигу Г. Коуз считает, что государство не способно эффективно решить проблему "внешних эффектов". Она не может правильно оценить размеры внешних издержек (например, в случае строительства железной дороги, загрязнение внешней среды и т.д.), не может сопоставить потери и выгоды, согласовать интересы сторон. Участие государства в решении подобных вопросов требует немалых затрат, и тем самым, увеличивает внешние издержки.
Содержание вывода, к которому пришел Коуз, такой: наличие внешних эффектов не может служить основанием для вмешательства государства. Всякий раз, когда возникают внешние эффекты, проблему можно решить путем соглашения между заинтересованными сторонами. По соглашению сторон внешние эффекты превращаются во внутренние и создаются предпосылки для достижения желаемой эффективности.
"Прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем решение проблемы "волей рынка или фирмы", - утверждает Коуз. Он считает, что стороны могут договориться между собой и решить проблему "внешних эффектов" без арбитража извне.
Договориться они смогут при наличии двух условий.
Во-первых, должны быть четко определены права собственности. Права собственности - это права владения и использования, управления и отчуждения, обеспечения защиты и ответственности. Во-вторых, стоимость заключаемой сделки (договора), должна быть сравнительно невысокой. Если размеры негативных эффектов очень значительные (например, при строительстве крупного предприятия с вредным производством), то в этом случае целесообразно участие государства.
Вывод Коуза о том, что "прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем решение проблемы воле рынка или фирмы", в экономической литературе называют теоремой Коуза.
Подводя краткий итог рассмотрению институциональных концепций, в том числе теорий и взглядов Т. Веблена, У. Митчелла, Дж. Бьюкенена, Дж.К. Гэлбрейта, Г. Коуза, подчеркнем важность всестороннего учета условий и механизмов саморазвития и регулирования, а вместе с тем - неправомерность механического переноса моделей экономической организации одной страны на почву другой - с другими традициями, правовыми и хозяйственными аспектами институциональной структуры.
Институциональные условия и формы - органическая часть экономики, ее "ориентиры", "регулировщики", "инспекторы". Наши законы и инструкции, банки и биржи, традиции и этика еще практически не "утряслись", не сложились, не взаимодействуют.
Если институциональная среда слабое, то неустойчива и экономика, уверены банкиры и менеджеры, не компенсируются внешние эффекты.