Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 6. Философия XX века

§ 1 Классическая и неклассическая философия

С давних времен, а особенно в Новое время, в центре философских размышлений находилась проблема разума (ratio). Наиболее выраженной эта тенденция становится в немецкой классической философии, которая выделяет два уровня мышления:

смысл, базирующийся на опыте, рассуждениях и расчетах;

ум - мышление абстрактное, что поднялось выше опыта.

Интеллект - единство Рассудка и разума. Разум представляется не только индивидуальным, но и позаіндивідуальним, что существует в культуре человечества в виде понятий, идей, теорий, норм и ценностей.

Еще в XVIII в. возникает культ разума - вера в возможность справедливого, разумного устройство жизни на основе идеалов Свободы, Равенства, Братства. Путь достижения этих идеалов - образование народа, развитие науки (это направление мысли и получает название Просвещения). Философию рационализма развивали французские, английские, немецкие и российские просветители и материалисты.

Рационализм предполагает следующее:

рациональность (закономерность, причинность) бытия;

рациональность (закономерность, прогресс) хода истории;

человек рассматривается как рациональное существо (homo sapiens), откуда вытекает уверенность в возможности неограниченного познания мира, прежде всего, с помощью науки;

итак, философия обязана заниматься проблемами познания.

В XX в. ряд философских направлений продолжает линию классического рационализма, и поэтому их называют неокласичними (неокантіанство, неогегельянство, диалектический материализм, натурализм и научный материализм).

Но самой влиятельной становится в XX в. неклассическая философия, которая выступает против классического рационализма, продолжает линию иррационализма А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Большое влияние на формирование неклассической философии оказал основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.), который выступил против натурализма и психологизма с целью преобразования философии в точную науку, для чего следует выделить основные категории, очищенные от наслоений культуры путем "феноменологической редукции" - выявление чистых феноменов и устранения элементов их произвольного толкования. На первый план при этом выдвигается смысловой связи сознания и мира, направленности сознания (интенциональность), за которой анализируются все отношения человека и мира. Нужно не быть заглубленным в мир, а осознавать его как заранее данный и соотнесен с нашей субъективностью. Проще говоря, первичная реальность - это "жизненный мир", а не противоположность материи и сознания, согласно классической дихотомии. Сама же сознание рассматривается как поле смыслов, и этим открывается возможность для толкования того, что было дальше развитое в герменевтике.

Наука не должна стремиться устранить субъективное восприятие со своих процедур, потому что оно является основой образования абстракций и конечным пунктом верификации теории. Гуссерль видит в об'єктивізмі причину кризиса всей европейской культуры.

Четко сформулировал антикласичні позиции испанский философ Хосе Ортега-И-Гасет (1883-1955 гг.), за которым, в массовом обществе культура мелкая и обезличена, бытия человека непостижимое умом. Да и вообще, никакого "чистого разума" нет. Его место должен занять "жизненный разум". Кризис рациональности Ортега считает кризисом культуры, а главную слабость классической философии он видит в понимании человека не как живого существа, а только как мыслящего.

Эта антикласична тенденция тиш ходит свое выражение и развитие в разнообразных философских течениях XX в., которые, так или иначе, тяготеют к трем основным полюсов или направлений:

религиозный (продолжение традиционных, а также попытки создания неортодоксальных философских учений на основе некоторых традиционных религиозных ценностей);

антропоцентричный (направление или "философия жизни",

исходным для которого есть существование - экзистенция - человека);

разнообразные течения, что ориентируются в своих методах на современное научное познание - сцієнтизм.

Четвертым будет новейший направление, который несколько выделяется среди других, - постмодернизм.

В противовес классической философии, для неклассических направлений характерны следующие черты:

В бытии психическое и физическое неразрывно связаны, но исходить нужно из психического. Бытие хаотичное и не определено. Мир нестационарный, бесконечно сложный, процессы, протекающие в нем, многовариантные. Это индетерминизм в понимании бытия.

История человечества также кажется індетермінованою и бессмысленной, в социальных процессах первенство предоставляется личности. Решающим фактором развития истории становится внутренняя духовная жизнь личности.

Человек является живым существом, и жизнь ее, прежде всего, является психическим, разум при этом играет несущественную роль.

Поэтому познание должно быть направлено внутрь себя, а научное познание изучает только внешнее, "ненастоящее" жизнь и в лучшем случае, не дает ничего существенного, а в худшем - заводит человечество в тупик и кризис.

Путь философии - от бытия человека к бытию вообще, и главными философскими вопросами становятся смысложизненные вопросы и, прежде всего, проблема смерти. Темпы развития материальной культуры росли на протяжении всей истории человечества, и в XX в. они достигли максимума. Но прогресс происходил, к сожалению, в основном в экономической, технологической и социальной сферах. Духовное же развитие намного отставал. Именно это определило трагическую ситуацию конца второго тысячелетия: с одной стороны огромные достижения в области энергетики, переработки информации, новых промышленных технологий, с другой - мировые войны, увеличение разрыва в уровне жизни богатых и бедных стран, экологическая катастрофа, возникновения общей деградации человечества, что проявляется в росте бездуховности, преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств.

Человечеству, миру сейчас угрожает серьезная опасность: истощение природных ресурсов и озонового слоя атмосферы, глобальное потепление, разрушение биосферы и др.

В этой ситуации все человеческие ресурсы должны быть направлены на преодоление кризиса. А кризисные явления охватили не только бытия человека, а также ее дух, культуру. Итак, самое важное задача философии в наше время - осмыслить ситуацию и помочь человечеству найти выход из этого положения.