РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 6. Философия XX века
§ 1 Классическая и неклассическая философия
С давних времен, а особенно в Новое время, в центре философских размышлений находилась
проблема разума (ratio). Наиболее выраженной эта тенденция становится в немецкой классической философии,
которая выделяет два уровня мышления:
♦ смысл, базирующийся
на опыте, рассуждениях и расчетах;
♦ ум - мышление абстрактное,
что поднялось выше опыта.
Интеллект - единство Рассудка и разума. Разум представляется не только индивидуальным, но
и позаіндивідуальним, что существует в культуре человечества в виде понятий, идей, теорий,
норм и ценностей.
Еще в XVIII в. возникает культ разума - вера в возможность справедливого, разумного
устройство жизни на основе идеалов Свободы, Равенства, Братства. Путь достижения
этих идеалов - образование народа, развитие науки (это направление мысли и получает название Просвещения).
Философию рационализма развивали французские, английские, немецкие и российские просветители
и материалисты.
Рационализм предполагает следующее:
♦ рациональность (закономерность,
причинность) бытия;
♦ рациональность (закономерность,
прогресс) хода истории;
♦ человек рассматривается
как рациональное существо (homo sapiens), откуда вытекает уверенность в возможности неограниченного познания
мира, прежде всего, с помощью науки;
♦ итак, философия обязана
заниматься проблемами познания.
В XX в. ряд философских направлений продолжает линию классического рационализма, и
поэтому их называют неокласичними (неокантіанство, неогегельянство, диалектический материализм,
натурализм и научный материализм).
Но самой влиятельной становится в XX в. неклассическая философия, которая выступает против классического
рационализма, продолжает линию иррационализма А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
Большое влияние на формирование неклассической философии оказал основатель феноменологии
Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.), который выступил против натурализма и психологизма с целью преобразования
философии в точную науку, для чего следует выделить основные категории, очищенные от наслоений
культуры путем "феноменологической редукции" - выявление чистых феноменов
и устранения элементов их произвольного толкования. На первый план при этом выдвигается
смысловой связи сознания и мира, направленности сознания (интенциональность),
за которой анализируются все отношения человека и мира. Нужно не быть заглубленным
в мир, а осознавать его как заранее данный и соотнесен с нашей субъективностью.
Проще говоря, первичная реальность - это "жизненный мир", а не противоположность
материи и сознания, согласно классической дихотомии. Сама же сознание рассматривается
как поле смыслов, и этим открывается возможность для толкования того, что было дальше
развитое в герменевтике.
Наука не должна стремиться устранить субъективное восприятие со своих процедур, потому что оно
является основой образования абстракций и конечным пунктом верификации теории. Гуссерль
видит в об'єктивізмі причину кризиса всей европейской культуры.
Четко сформулировал антикласичні позиции испанский философ Хосе Ортега-И-Гасет
(1883-1955 гг.),
за которым,
в массовом обществе культура мелкая и обезличена, бытия человека непостижимое умом.
Да и вообще, никакого "чистого разума" нет. Его место должен занять
"жизненный разум". Кризис рациональности Ортега считает кризисом культуры,
а главную слабость классической философии он видит в понимании человека не как живого существа,
а только как мыслящего.
Эта антикласична тенденция тиш ходит свое выражение и развитие в разнообразных
философских течениях XX в., которые, так или иначе, тяготеют к трем основным полюсов
или направлений:
♦ религиозный (продолжение
традиционных, а также попытки создания неортодоксальных философских учений на основе
некоторых традиционных религиозных ценностей);
♦ антропоцентричный
(направление или "философия жизни",
исходным
для которого есть существование - экзистенция - человека);
♦ разнообразные течения,
что ориентируются в своих методах на современное научное познание - сцієнтизм.
Четвертым будет новейший направление, который несколько выделяется среди других, - постмодернизм.
В противовес классической философии, для неклассических направлений характерны следующие черты:
♦ В бытии психическое и
физическое неразрывно связаны, но исходить нужно из психического. Бытие хаотичное
и не определено. Мир нестационарный, бесконечно сложный, процессы, протекающие
в нем, многовариантные. Это индетерминизм в понимании бытия.
♦ История человечества также
кажется індетермінованою и бессмысленной, в социальных процессах первенство предоставляется
личности. Решающим фактором развития истории становится внутренняя духовная жизнь
личности.
♦ Человек является живым существом,
и жизнь ее, прежде всего, является психическим, разум при этом играет несущественную роль.
♦ Поэтому познание должно
быть направлено внутрь себя, а научное познание изучает только внешнее,
"ненастоящее" жизнь и в лучшем случае, не дает ничего существенного, а в худшем
- заводит человечество в тупик и кризис.
♦ Путь философии
- от бытия человека к бытию вообще, и главными философскими вопросами становятся
смысложизненные вопросы и, прежде всего, проблема смерти. Темпы развития материальной
культуры росли на протяжении всей истории человечества, и в XX в. они достигли максимума.
Но прогресс происходил, к сожалению, в основном в экономической, технологической и социальной
сферах. Духовное же развитие намного отставал. Именно это определило трагическую ситуацию
конца второго тысячелетия: с одной стороны огромные достижения в области энергетики,
переработки информации, новых промышленных технологий, с другой - мировые войны, увеличение
разрыва в уровне жизни богатых и бедных стран, экологическая катастрофа, возникновения
общей деградации человечества, что проявляется в росте бездуховности, преступности,
наркомании, алкоголизма, числа самоубийств.
Человечеству, миру сейчас угрожает серьезная опасность: истощение природных
ресурсов и озонового слоя атмосферы, глобальное потепление, разрушение биосферы
и др.
В этой ситуации все человеческие ресурсы должны быть направлены на преодоление кризиса. А
кризисные явления охватили не только бытия человека, а также ее дух, культуру. Итак, самое важное
задача философии в наше время - осмыслить ситуацию и помочь человечеству найти выход
из этого положения.