История
Учебники по истории
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

Украинские земли в составе Российской и Австрийской империй

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX ст.

 

Кризис феодально-крепостнической системы, которая проявлялась в упадке помещичьих хозяйств, невозможности для помещиков в дальнейшем эффективно решать свои социально-экономические проблемы за счет крепостничества, значительный рост крестьянского движения - вот главные причины реформ 60-70-х гг. Правительство решило, что лучше осуществить реформы сверху, самому, чем ждать, пока это будет сделано снизу, самим народом. Эти документы решали основные вопросы, связанные с отменой крепостного права:

- ликвидация личной зависимости крестьян от помещиков;

- наделение крестьян землей и определение за нее повинностей;

- выкуп крестьянских наделов.

Крепостные крестьяне переставали быть собственностью помещика. На них распространялись экономические права, которые признавались раньше свободными лицами: покупать и продавать имущество, открывать разные предприятия.

Крестьяне не были полностью уравнены в правах с другими сословиями, их право передвижения ограничивалось, паспорта им выдавали только на год, тогда как другим состояниям - бессрочные. Оставалось унизительное наказание розгами. Крестьяне должны были платить подушный налог, отбывать рекрутську повинность. Сохранялась община и круговая порука при выплате налогов и выполнении повинностей. Земельный вопрос решался в интересах помещиков, они оставались собственниками земли, которая им принадлежала.

Впоследствии были проведены реформы в политической сфере. В 1862 г. реализуется полицейская реформа. В каждом уезде создается уездное полицейское управление во главе с исправником, предназначенным губернатором. Целью этой реформы было улучшение работы общей полиции, сужению ее компетенции, освобождение от второстепенных функций, повышение профессионализма. В 1864 г. правительство провел земскую реформу. Создавались земские учреждения (губернские, уездные) - собрания и управы. Сборы состояли из гласных, которые избирались на три года от землевладельцев, городских и сельских общин. Избирательная система обеспечивала преимущество помещикам. Земства опекали школы, больницы, тюрьмы, пути. К 1917 г. они провели полезную работу, особенно на территории образования и здравоохранения. Но их деятельность была под контролем царской администрации.

В 1870 г. началось проведение городской реформы. В городах сроком на четыре года избирали городские думы. Члены думы - гласные - избирали городского голову и городскую управу.

В 1864 г. была проведена судебная реформа - наиболее прогрессивная из всех реформ 60-70-х годов. Вместо сословного вводили безстатусное суд, вместо закрытого - «гласный», с соревнованием сторон - защитника и прокурора. Суд отделялся от администрации и провозглашался независимым.

В 1862-1874 гг. проводилась военная реформа. Страна была разделена на 15 военных округов, проведено перевооружение армии, реформувалась система военных учебных заведений. Започатковувались военные гимназии, юнкерские училища, увеличивалось количество мест в военных академиях. Вместо рекрутских наборов с 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность для всех мужчин, достигших 21 года (от нее освобождались лица с высшим образованием, духовенство, некоторые нерусские народы).

С 1862 г. началась финансовая реформа. Все управление денежным хозяйством сосредоточено в министерстве финансов, большие полномочия предоставлялись основанном Госбанка.

Потребности экономики вызвали необходимость реформы образования. Увеличивалось количество школ разного уровня, разрешалось открывать частные. Обучения распределялось на классическое (гимназии, которые готовили в университеты) и реальное (училища, которые готовили в технические институты). Предоставлялась автономия университетам, которые могли самостоятельно решать свои административные (выборы ректоров, деканов), научные, финансовые, учебные вопрос. Однако негативное значение имело повышение платы за обучение, запрет женщинам получать высшее образование в университетах, ограничения в обучении для евреев.

В 1865 г. была проведена реформа в области цензуры, которая тоже направлялась на поддержание существующего государственного строя.