Урок 25. ОЙ ВЕСНА, ВЕСНА, ДНЕМ КРАСНА...
Вступление
Сегодня мы рассмотрим древние обряды призывания весны.
С давних времен наши предки воспринимали приход весны как борьбу двух сил - холода и тепла. Чтобы помочь весне преодолеть свою противницу, они сжигали или топили в реке соломенное чучело зимы, носили изображение солнца, водили хороводы и т.д.
Были и детские обряды. По древним поверьям считалось, что весну с юга приносят на своих крыльях птицы. Чтобы ускорить их прилет, дети пели песни и носили по селу выпеченных из теста жаворонков. Именно с 22 марта, праздника Сорока святых, начинались эти веснянкові забавы. Ребята, увидев диких гусей, бросали им вслед соломинки с пожеланиями: «Гуси, гуси! Нате вам на гнездышко и на здоровье, а нам на тепло!». В этот день девушки варили 40 вареников. Пасечники начинали выставлять ульи на улицу.
Хоть этот день и считали предвестником весны, но люди верили, что еще могут быть сорок заморозков. Говорят, что на сорок святых сорока положить в гнездо сорок палочек, а глухарь - спеть сорок песен. Из разных уголков звучала музыка - это девушки водили хороводы и пели веснянки.
Веснушки - это песни в честь прихода весны. Их поют почти всегда в движении (в танцах, играх). Движения зависят от текста песни.
Выполните веснянку «Ягілочка» с движениями известной нам игры к песни.
Караоке. Песня „Ягілочка”
Сведения о отрывок „А уже весна” из оперы М. Лысенко „Зима и весна”
Мелодии украинских народных веснушек композиторы иногда используют в своих произведениях? Например, Николай Витальевич Лысенко, украинский композитор, основоположник украинской классической музыки, ввел к опере «Зима и Весна» мелодию украинской веснянки «А уже весна».
Прослушайте этот отрывок и определите, какие черты присущи музыке (песенность, танцевальность, маршовість)?
Подумайте, какой принцип развития использовал композитор.
Слушания. М. Лысенко. Опера „Зима и весна”. Хор „А уже весна”
Анализ прослушанного произведения
Этой яркой, бодрой музыке присущ песенно-танцевальный характер и принцип интонационного развития, который достигается с помощью развития темпа, тембра, динамических оттенков.
Итоги урока
Сегодня мы узнали, как нужно призывать весну, исполнили украинскую народную песню „Ягілочка” в обработке Якова Степного и прослушали Хор „А уже весна” из оперы „Зима и весна” Николая Лысенко.