Информатика
Уроки по Информатике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
10 класс

ТЕМА 4. ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДИСКАМИ (5 ЧАСОВ)

Урок 24

Принципы сжатия информации. Архивация файлов. Работа с программами-архиваторами. Создание архива, добавление файлов в архив, просмотр содержания архива, извлечения файлов из архива, раскрытие архивированных файлов

 

Цель:

· ввести понятие «архивирование информации»; ознакомить учащихся с принципами сжатия информации и наиболее широко применяемыми программами-архиваторами; научить создавать архивы и работать с ними с помощью программы WinRar;

· закрепить навыки работы учащихся по созданию и работе с архивами с программами-архиваторами в ОС Windows на практике:

· развивать творческие способности учащихся, практические навыки работы с ЭВМ, клавиатурой и мышью, логическое мышление, память;

· проводить предварительную профессиональную ориентацию старшеклассников

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

1. Что делают люди, когда надо много вещей перенести в другое место и в руки взять не возможно? (Складывают в сумки и чемоданы, упаковывают)

2. Как можно пользоваться упакованными вещами, если они нужны? (Достать их из чемодана, вытащить, распаковать)

3. Что делать, когда нужно много важной информации или компьютерную игру записать на компакт-диск, а она не помещается? (Каким-то образом ее уменьшить, сжать, упаковать)

4. Что полезного приносит архивирования информации? (Увеличение свободного места на дисках, сокращение времени копирования информации, ускорения и удешевления передачи информации по сети)

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Интерактивное упражнение «Лови ошибку»

· Антивирусные программы группы врачей (или фагов) обнаруживают файлы, зараженные одним из известных этим программам вирусов.

· Антивирусные программы группы детекторов «лечат» зараженные программы или диски, изымая из них код вируса, т.е. восстанавливая программу в том состоянии, в котором она находилась до заражения вирусом.

· Антивирусные программы группы фильтров сначала запоминают сведения о состоянии программ и системных областей дисков, а после работы с этими программами сравнивают их состояние с исходным. При выявлении несоответствия сообщают о ней.

· Антивирусные программы группы ревизоров загружаются резидентно в оперативной памяти, перехватывают те обращения к системе, которые используются вирусами для размножения и нанесения вреда, и сообщают о них

2. Разгадав этот кроссворд, узнаем, как называется программа, что позволяет уменьшить размер файла для экономии места на диске:

 

image58

 

1. Процесс устранения фрагментации. (Дефрагментация)

2. Минимальная единица чтения и записи данных на диске. (Сектор)

3. Сжатие информации для сохранения на меньших дисковых объемах. (Архивация)

4. Сервисные программы ОС. (Утилиты)

5. Тип антивирусных программ, которые сначала запоминают сведения о состоянии программ и системных областей дисков, а затем сравнивают их состояние с исходным. (Ревизоры)

6. Именуемое область во внешней памяти ПК для хранения программ и данных. (Файл)

7. С помощью какого устройства можно переносить информацию с одного компьютера на другой. (Дискета)

8. Концентрические круги, в течение которых записывается информация. (Дорожки)

9. Группа логически последовательных секторов. (Кластер)

 

III. Изучение нового материала

1. Архивация и архиваторы (работа с учебником)

Архивация (сжатие) информации - это такое кодирование информации, когда закодированный вариант занимает меньше дисковой памяти, чем начальный.

Архиваторы - это программы, предназначенные для сжатия информации и создания файлов-архивов.

Программы-архиваторы: WinRar (Rar), WinZip (Zip), WinArj (Arj), WinAce (Ace), Lha и другие.

2. Методы сжатия информации (работа учащихся с учебной презентацией темы «Сжатия информации и программы-архиваторы»)

 

 

 

 

image62

 

· Метод замены цепочек одинаковых битов, символов или последовательностей символов одним битом или последовательностью с коэффициентом повторения.

Например: последовательность ававававававав (14 байтов) можно заменить на 7ав (3 байта).

Последовательность ааааааааа (9 байтов) можно заменить на 9а (2 байта).

· Другие методы сжатия.

· Коэффициент сжатия - соотношение объемов сжатой и исходной информации. Измеряется в процентах.

 

 

III. Закрепление материала

Выполнение учащимися практической работы на компьютере

1. Создать файл-архив из файла DOKLAD.DOC, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе.

2. Распаковать созданный архив на рабочий стол.

3. В папке «БЭКАП» уничтожить ваш архив.

4. Создать файл-архив из всех файлов, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе.

5. Создать самораспаковывающийся архив из файла DOKLAD.DOC, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе.

6. Уничтожить ваши файлы-архивы.

7. Создать многотомный архив из всех файлов, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе. Размер-300 КБ.

8. Заполните таблицы.

 

Таблица 1

Имя файла

Степень сжатия (%)

 

 

 

Таблица 2

Имя файла

Размер файла

Размер в архиве

Тип файла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Для чего применяется архивация файлов?

2. Или все равно «сжимаются» в архив различные типы файлов. Привести данные из работы (рисунки, тексты, программные файлы и др.).

3. Как происходит архивация больших по размеру программных комплексов для сохранения на дискетах, если общий размер архива превышает объем дискеты?

Заполните таблицу работы с программой-архиватором.

 

Действие

Способ выполнения

Оценить степень сжатия информации в созданном архиве

 

Создать архив

 

Создать многотомный архив

 

Извлечь файл из архива в текущую папку

 

Извлечь файл из архива в заданную папку

 

Извлечь файл из архива

 

Преобразовать архив в такой, что саморозгортається

 

 

VI. Итоги урока

· С какой целью мы изучали эту тему?

· Как вы считаете, эта тема актуальна в современности?

· Чему Вы лично научились в течение последних 5-ти уроков?

· Чему еще хотели бы научиться в дальнейшем?

 

VII. Домашнее задание

Проработать материал учебника, повторить все основные понятия темы.

 

ТЕМА 5. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (4 ЧАСА)

 

№ урока в теме

Содержание

Количество часов

1

Прикладное программное обеспечение учебного назначения. Учебные программы для поддержки обучения физике

1

2

Учебные программы для поддержки обучения биологии

1

3

Учебные программы для поддержки обучения математике

1

4

Прикладные программы учебного назначения. Учебные программы для поддержки обучения иностранных языков, географии, компьютерные энциклопедии

1