ТЕМА 4. ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДИСКАМИ (5 ЧАСОВ)
Урок 24
Принципы сжатия информации. Архивация файлов. Работа с программами-архиваторами. Создание архива, добавление файлов в архив, просмотр содержания архива, извлечения файлов из архива, раскрытие архивированных файлов
Цель:
· ввести понятие «архивирование информации»; ознакомить учащихся с принципами сжатия информации и наиболее широко применяемыми программами-архиваторами; научить создавать архивы и работать с ними с помощью программы WinRar;
· закрепить навыки работы учащихся по созданию и работе с архивами с программами-архиваторами в ОС Windows на практике:
· развивать творческие способности учащихся, практические навыки работы с ЭВМ, клавиатурой и мышью, логическое мышление, память;
· проводить предварительную профессиональную ориентацию старшеклассников
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
1. Что делают люди, когда надо много вещей перенести в другое место и в руки взять не возможно? (Складывают в сумки и чемоданы, упаковывают)
2. Как можно пользоваться упакованными вещами, если они нужны? (Достать их из чемодана, вытащить, распаковать)
3. Что делать, когда нужно много важной информации или компьютерную игру записать на компакт-диск, а она не помещается? (Каким-то образом ее уменьшить, сжать, упаковать)
4. Что полезного приносит архивирования информации? (Увеличение свободного места на дисках, сокращение времени копирования информации, ускорения и удешевления передачи информации по сети)
II. Актуализация опорных знаний
1. Интерактивное упражнение «Лови ошибку»
· Антивирусные программы группы врачей (или фагов) обнаруживают файлы, зараженные одним из известных этим программам вирусов.
· Антивирусные программы группы детекторов «лечат» зараженные программы или диски, изымая из них код вируса, т.е. восстанавливая программу в том состоянии, в котором она находилась до заражения вирусом.
· Антивирусные программы группы фильтров сначала запоминают сведения о состоянии программ и системных областей дисков, а после работы с этими программами сравнивают их состояние с исходным. При выявлении несоответствия сообщают о ней.
· Антивирусные программы группы ревизоров загружаются резидентно в оперативной памяти, перехватывают те обращения к системе, которые используются вирусами для размножения и нанесения вреда, и сообщают о них
2. Разгадав этот кроссворд, узнаем, как называется программа, что позволяет уменьшить размер файла для экономии места на диске:
1. Процесс устранения фрагментации. (Дефрагментация)
2. Минимальная единица чтения и записи данных на диске. (Сектор)
3. Сжатие информации для сохранения на меньших дисковых объемах. (Архивация)
4. Сервисные программы ОС. (Утилиты)
5. Тип антивирусных программ, которые сначала запоминают сведения о состоянии программ и системных областей дисков, а затем сравнивают их состояние с исходным. (Ревизоры)
6. Именуемое область во внешней памяти ПК для хранения программ и данных. (Файл)
7. С помощью какого устройства можно переносить информацию с одного компьютера на другой. (Дискета)
8. Концентрические круги, в течение которых записывается информация. (Дорожки)
9. Группа логически последовательных секторов. (Кластер)
III. Изучение нового материала
1. Архивация и архиваторы (работа с учебником)
Архивация (сжатие) информации - это такое кодирование информации, когда закодированный вариант занимает меньше дисковой памяти, чем начальный.
Архиваторы - это программы, предназначенные для сжатия информации и создания файлов-архивов.
Программы-архиваторы: WinRar (Rar), WinZip (Zip), WinArj (Arj), WinAce (Ace), Lha и другие.
2. Методы сжатия информации (работа учащихся с учебной презентацией темы «Сжатия информации и программы-архиваторы»)
· Метод замены цепочек одинаковых битов, символов или последовательностей символов одним битом или последовательностью с коэффициентом повторения.
Например: последовательность ававававававав (14 байтов) можно заменить на 7ав (3 байта).
Последовательность ааааааааа (9 байтов) можно заменить на 9а (2 байта).
· Другие методы сжатия.
· Коэффициент сжатия - соотношение объемов сжатой и исходной информации. Измеряется в процентах.
III. Закрепление материала
Выполнение учащимися практической работы на компьютере
1. Создать файл-архив из файла DOKLAD.DOC, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе.
2. Распаковать созданный архив на рабочий стол.
3. В папке «БЭКАП» уничтожить ваш архив.
4. Создать файл-архив из всех файлов, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе.
5. Создать самораспаковывающийся архив из файла DOKLAD.DOC, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе.
6. Уничтожить ваши файлы-архивы.
7. Создать многотомный архив из всех файлов, что есть в папке «БЭКАП» на рабочем столе. Размер-300 КБ.
8. Заполните таблицы.
Таблица 1
Имя файла |
Степень сжатия (%) |
|
|
Таблица 2
Имя файла |
Размер файла |
Размер в архиве |
Тип файла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Закрепление изученного материала
1. Для чего применяется архивация файлов?
2. Или все равно «сжимаются» в архив различные типы файлов. Привести данные из работы (рисунки, тексты, программные файлы и др.).
3. Как происходит архивация больших по размеру программных комплексов для сохранения на дискетах, если общий размер архива превышает объем дискеты?
Заполните таблицу работы с программой-архиватором.
Действие |
Способ выполнения |
Оценить степень сжатия информации в созданном архиве |
|
Создать архив |
|
Создать многотомный архив |
|
Извлечь файл из архива в текущую папку |
|
Извлечь файл из архива в заданную папку |
|
Извлечь файл из архива |
|
Преобразовать архив в такой, что саморозгортається |
|
VI. Итоги урока
· С какой целью мы изучали эту тему?
· Как вы считаете, эта тема актуальна в современности?
· Чему Вы лично научились в течение последних 5-ти уроков?
· Чему еще хотели бы научиться в дальнейшем?
VII. Домашнее задание
Проработать материал учебника, повторить все основные понятия темы.
ТЕМА 5. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (4 ЧАСА)
№ урока в теме |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Прикладное программное обеспечение учебного назначения. Учебные программы для поддержки обучения физике |
1 |
2 |
Учебные программы для поддержки обучения биологии |
1 |
3 |
Учебные программы для поддержки обучения математике |
1 |
4 |
Прикладные программы учебного назначения. Учебные программы для поддержки обучения иностранных языков, географии, компьютерные энциклопедии |
1 |