География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 29

Тема. ОСОБЕННОСТИ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА И ЖИВОТНОГО МИРА, ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ И УНИКАЛЬНОСТЬ.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ

 

Цель: раскрыть своеобразие и неповторимость органического мира Австралии; познакомить учащихся с принципами рационального использования природных ресурсов; развивать логическое мышление и память; совершенствовать практическое умение учащихся работать с тематическими картами атласа; способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта Австралии, пейзажи природных зон Австралии, изображения животных и растений Австралии, атласы, учебники, дополнительные источники географических знаний.

опорные и базовые понятия: климат, климатические пояса, внутренние воды, почвы, природные ресурсы, реликты, эндемики, природные зоны.

Географическая номенклатура: пустыни: Большая Песчаная пустыня, пустыня Виктория.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Работа с тест-картами

Задача 718 (А, Б, В) (Вовк В. Ф. География материков и океанов. 7 класс: Тест карты.- Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004).

2. Прием «Микрофон»

• Докажите, что Австралия - самый сухой материк Земли.

• В каких климатических поясах находится Австралия?

• Чем обусловлено различие климата на западе и востоке Австралии?

• Какими водами питаются реки Австралии?

• Какое озеро называют «мертвым сердцем Австралии»?

• Путешествуя по Австралии, остановились бы вы на ночевку в крику?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Творческая лаборатория»

Учитель. Своеобразие климата, рельеф и географическое положение составили условия существования уникального органического мира Австралии. Посмотрим

на природу континента глазами европейцев и попробуем объяснить его загадки с позиций ученых.

Во время урока вы получите дополнительные данные о органический мир Австралии. Вам нужно будет кратко законспектировать ответы в тетрадь, оформив их в виде таблицы:

 

Природные зоны

Почвы

Растения

Животные

 

 

 

 

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Учитель-ученик»

1) Анализ карты атласа «Почвы мира» и определение основных типов почв Австралии.

2) Беседа

• Что называют почвой?

• Какие факторы влияют на формирование почвы?

• От чего зависит плодородие почвы?

2. Рассказ учителя о растительный мир Австралии и ознакомление с понятиями «реликт» и «эндемик».

3. Выступление учащихся с докладами «Уникальные животные Австралии».

4. Рассказ учителя о растениях и животных, которые были завезены в Австралию.

5. Анализ карты атласа «Природные зоны Австралии»

• Что называют природной зоной?

• Какие факторы влияют на размещение природных зон?

• Заполнение таблицы.

6. Рассказ учителя о влиянии человека на природу и использования природных ресурсов (рациональное и нерациональное).

• Что называют природными ресурсами?

• Какие виды природных ресурсов вы знаете?

7. Природоохранные объекты Австралии. Доклад ученика «Национальный морской парк Большой Барьерный риф».

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Микрофон»

• Какие природные зоны выделяют в Австралии?

• В порах какого дерева накапливается много воды? (Бутылочное)

• Какое самое высокое дерево Австралии? (Эвкалипт)

• Какие животные откладывают яйца и кормят детей молоком? (Ехидна, утконос)

• Какое животное может погибнуть от голода, несмотря на то что вокруг много еды? Почему это так? (Коала)

2. Прием «Бліцтест»

1. Эндемичных видов в Австралии более всего среди:

а) животных; б) растений; в) минералов; г) форм рельефа.

2. Уникальность органического мира Австралии обусловлена тем, что этот материк:

а) наименьший;

б) сухой;

в) не имеет действующих вулканов;

г) является наиболее изолированным и раньше всех отделился от других материков.

3. В Австралии растет так называемое дерево-насос - это:

а) акация; б) баобаб; в) эвкалипт; г) фикус.

4. До прихода европейцев местные аборигены:

а) занимались скотоводством и обрабатывали плодородные земли;

б) занимались ловлей рыбы;

в) были частью природы материка и не причиняли ей никакого вреда;

г) добывали полезные ископаемые.

 

VI. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

• Длительная изолированность Австралии обусловило неповторимость ее органического мира.

• Для растительного и животного мира материка характерны многочисленные эндемики и реликты.

• Наибольшую площадь в Австралии занимают природные зоны тропических пустынь и полупустынь.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий материал учебника.

• Творческие задания по выбору учащихся:

1) Составить авторские тесты по темам «Африка», «Австралия».

2) Составить кроссворды по темам «Африка», «Австралия».

3) Подготовить сообщение: «заселение Австралии»; «Коренное население - австралийские аборигены»; «Визитная карточка - Австралийский Союз».

 

Дополнительный материал к уроку

Если Вы все же соберетесь в Австралию, не бойтесь ее дикой природы. Ведите себя правильно, и с Вами ничего не случится.

• Змеи. Не надо лезть в высокую траву. Поверьте, змеи и без Вас там себя отлично чувствуют. Заходя в лес, иногда хлопайте в ладоши. Змеи хорошо чувствуют вибрацию и нападают на людей, только если люди застали их врасплох.

• Морские змеи. Тоже нападают от неожиданности. Любуясь красотой рифа, иногда смотрите вокруг себя. Это будет способствовать Вашему долголетию. Морские змеи имеют очень маленький рот и могут укусить за перепонки пальцев и складки кожи, гладкое тело для них невразливе. Для морской змеи Вы - лишь новый незнакомый предмет, появившийся на ее пути. Замрите, и она Вас не укусит.

• Крокодилы. Не вставайте на отдых рядом с ручьями. Крокодилы часто нападают на палатки, поставленные рядом с водой. В речных устьях вода рек перемешивается с океанской водой и может быть соленой. Морские крокодилы - самые опасные, они могут подниматься вверх по течению довольно высоко. Излюбленное место их обитания - мангровые заросли.

• Пожара. Не стойте в высокой траве, она пожаронебезпечна. Грозы часто начинаются ночью, и пожар может начаться от удара молнии. Скорость распространения достаточно высокая. Вряд ли спросонья вам покорятся олимпийские рекорды скорости. Австралийские грозы сильно отличаются от наших. Вспышки молний следуют одна за другой, как в стробоскопі. Не забудьте также убрать на ночь из своей палатки все железо.

• Медузы. Сезонная опасность. Появляются с середины октября по май. Наиболее опасны вблизи устьев рек, где они размножаются. Медузы маленькие и плохо видны в воде. Если щупальца впившимися в кожу, единственным средством оказания помощи является уксус (наружно).

• Путешествия в тропических районах требуют недельной акклиматизации.

С полудня до 15.00 лучше устраивать отдых в тени, совмещая его с обедом. В дороге не пейте много воды - жажду все равно не утолите, а сердце посадите. Пять-шесть глотков - и дальше.

• Очки и кепка (пыль, солнце), шлем (гайки, что летят от машин, камни, пикирующие на голову птицы), защитный крем от солнца - обязательно. Принуждение тоже. В сухой сезон разведение костров запрещено на всей территории Австралии. Да и время существенно экономится. Учитывайте, что в выходные дни на дорогах народу гораздо больше, причем не габаритного. С пятницы по воскресенье австралиец носится на своем джипе с прицепленным к нему катером, чтобы успеть плюхнуться в наибольшее число водоемов. В национальных парках и на территории пляжей ночевка запрещена везде.

Даже если вам удалось получить туристическую визу для путешествия, учтите, что она может закончиться в австралийском аэропорту в день прилета. Например, если вас попросят предъявить наличные, а у вас будет насчитываться всего 100 долларов, вас вернут обратно на родину. У австралийцев будут все основания полагать, что вы прибыли к ним для нелегальной работы.