Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Образуйте как можно больше возможных
словосочетаний с данными ниже словами. Проанализируйте образованные
словосочетания.
Ягоды, нарвать,
бесплатный, мука, важно, стоит, безразлично.
2. Подберите к поданным главных слов
зависимые.
Школа, мастер,
производство, станок, раскрой, подготовить, облицевать, лакировать, шлифовать, снять.
3. Подберите к поданным зависимых слов
главные.
На уроке, быстро,
домой, под дождем, в поле, на стадионе, наизусть, вслух, по-разному.
4. Подберите и запишите словосочетания,
которые бы означали:
действие и ее время; действие
и ее цель; действие и предмет; действие и место, действие и признак; предмет и признак;
предмет и действие.
5. Найдите в тексте и выпишите именные
словосочетания.
Калина - это символ
родной земле, отчему краю, батькорої дома. В разлуке с этими неоценимыми
стоимостями мы скорбим, вспоминаем калину, и она сопереживает вместе с нами. Козак
в поход готовится, и думы тяжелые обступили его.
Калина - это тот
символ бессмертия, неотделимый от жизни, что память человеческую бережет, напоминая
о милые края. Казак, умирая на чужбине, просит:
Говорил себе насыпать
высокую могилу,
Говорил себе посадить
в головах калину:
Будут птички
прилетать калиноньку есть,
Будут мне
приносить от родоньку вести!
По А. Кондратюком
6. Найдите в тексте и выпишите глагольные
словосочетания.
Во все века на всех
перепуттях истории хлеб был крупнейшим из богатств. Когда его мало -
чваньковите золото просто хлам. Его закапывают в землю, как мертвеца, его
прячут за кованые двери, как подлого преступника. А хлеб и в напыщенны хоромы,
и в простые крестьянские жилища издавна вносили на подносах с благоговением. Ты, золото,
годишься только для того, чтобы тебе подавали к столу обычный черный хлеб.
Недаром обедневшие народы отворачивались от государств, которые имели много золота, и
протягивали руки к тем, что имели много хлеба. Хлеб перевешивает все. Одно пшеничное
зерно тяжелее горы золота. Вброшенный в землю, оно лишь за один год дает тысячи
зерен. А золотой мешок возраст пролежит в земле и ничего не родит. Недаром
хлебом и солью встречает Русь своих дорогих гостей. Идите, народы! Русь не
откажет вам, как не откажет сосед соседу, село селу. Возможно, в других
государствах не так заведено. А у нас - нет. У нас отдают хлеб той же меркой, которой
одолжили. Мы занимаем хлеб на богатство (В. Земляк).
7. Выпишите из текста словосочетания с
согласованию.
А солнце уже садилось.
Высоко, высоко под небом вечерним пролетели огромным табуном дикие гуси в
плавные на ночь, выполнили воздух удивительным гуком, что, как отголосок далекого дождя,
пронесся над тихим Дунаем. Небо над Галацом теплилась, как раскаленное железо;
широкая река пойнялась на западе огненной краской, далее зарожевіла, засияла
голубизной, а там заблестела сизой краской холодной стали... Вербовый гай на том
стороне повивсь в темноту, почернел, голубые горы стали синими и хорошими...
тихих водах Дуная, словно лебедь, проплинув парохід и отчетливо показался на
пылающем горизонте, как вылитыми из чугуна, черными мачтами. Забеспокоилась вода, языков
рожь от ветра, покатилась валами до берега, подошла и ударила с глухим
стоном в песок, разбиваясь на тысячи белых капелек... И снова все стихло;
только сполохана река, качаясь в своих берегах, мелодичным хлюпаньем
жаловалась желтом пісочкові на надоедливых гостей (Г. Коцюбинский).
8. Выпишите из текстов словосочетания с
управлением.
I. Впереди возвышались горы. Невольно
перехватывало дыхание от крутизны высоких шпильчастих вершин, от душистых
благовоний. Различными красками горел осенний лес, и преобладала красная и золотая. Старые
буки были как будто только что извлеченные из красной краски, ясные капли которого еще и до сих пор с
тихим шелестом падали на землю. И среди этого пламени и золота словно какой-то
чародей разбросал прихотливой рукой темно-зеленые ветви елей. Воздух был
наполненный пряной свежестью ночного дождя, перестояними ароматами осенних цветов. С
ближнего межгорье струй пьянящий хмель опавших листьев (Л. Гуриненко).
II. Обвіяний духом поэзии песен, неба,
тепла, цветков, он как будто видел душой всю Украину, свою дорогу Украину будущего
времени. Она вся вставала перед ним, красивая, как рай, прекрасная, как девушка первой
поры своей красоты, вся засажена садами, виноградом и лесами, вся облитая реками
и каналами, с богатыми городами и селами. Украина вставала перед ним со своим
гордым поэтическим и добрым народом, без всякого ярма на шее, со своим языком в
литературе, со своей наукой и поэзией (И. Нечуй-Левицкий).
9. Подберите к украинских словосочетаний
российские аналоги. Сравните средства выражения в них синтаксических
отношений.
I. З.усіх сил, борьба за власть, поездка
к морю, плыть на катере, лучше нас, яблоневый цвет, экзамен по математике,
путешествуя по лесу, по зову сердца, склонен к полноте, дороже жизни.
II. Больной гриппом, по вашему совету, синий
вот холода, сильнее остальных, невзирая на лица, старший по возрасту, поехать к
родителям, бег с препятствиями, ухаживать за больным, знать больше всех,
работать с увлечением.
10. Объясните разницу между словосочетаниями.
I. Русский язык - язык Украины;
государственный герб - герб государства; производственное обучение - обучение на производстве;
искусная работа мастера; технологический процесс - технология процесса;
финансовый отчет - отчет о финансах; машинное отделение - отделение для машин.
II. Интересная работа - интересно работать; быстрая езда
- быстро ехать; спокойная жизнь - спокойно жить; свободный переход - свободно
переходить; радостная встреча - радостно встретить; грустное прощание - грустно
прощаться.
11. Преобразуйте словосочетания так, чтобы
изменился их тип, введите их в предложения.
Собирать урожай,
заготовить материал, поехать в столицу, думать о будущем, желать учиться,
надеяться на лучшее, составлять план, любить природу, прийти вовремя, объявить
благодарность, работать добросовестно, подписать заявление.
12. Выпишите словосочетания, сделайте их
синтаксический разбор.
Легкая тень ночи
упала на землю. Засверкали звезды в чистом небе, показался и луна из-за горы -
полный, красный, как будто в бане парился. Печально поглядывал он сквозь пыль и пыль
на человеческую беготню, на чудной гук города. В каждом доме горит свет, а большие
дома как будто в огне горят: из их раскрытых окон льются где песни, где
бренчанье... (Панас Мирный).