РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.3. СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНЫ К ЕВРОПЕЙСКОМУ СОЮЗУ
Эта Стратегия, утвержденная Указом Президента Украины от 11 июня 1998 года №
615, определяет основные направления сотрудничества Украины с Европейским Союзом
(ЕС) - организацией, которая в процессе своего развития достигла высокого уровня
политической интеграции, унификации права, экономического сотрудничества,
социального обеспечения и культурного развития.
Национальные интересы Украины требуют утверждения Украины как влиятельной
европейского государства, полноправного члена ЕС. В результате ожидаемого в ближайшие
годами расширение ЕС - вступления в ЕС Польши и Венгрии - Украина будет граничить с
ЕС, что создаст принципиально новую геополитическую ситуацию. В связи с этим есть
необходимым четкое и всестороннее определение внешнеполитической стратегии по
интеграции Украины в линии европейского политического (в том числе в сфере
внешней политики и политики безопасности), информационного, экономического и
правового пространства.
Стратегия интеграции Украины в ЕС основывается на:
•
Конституции Украины, которая устанавливает направления внешнеполитической деятельности
Украины на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания
мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества
общепризнанными принципами и нормами международного права;
•
одобренных Верховной Радой Украины Основных направлениях внешней политики Украины
и Концепции (основах государственной политики) национальной безопасности
Украины;
•
Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими
Сообществами и их государствами - членами от 14 июня 1994 года (СПС)
других договорах, заключенных между Украиной и ЕС, в которых определяются механизмы
взаимодействия между ними.
Стратегия интеграции Украины в ЕС учитывает положения Стратегии ЕС относительно Украины
от 4 октября 1994 года, Совместной позиции ЕС относительно Украины от 28 ноября 1994
года, Общей стратегии ЕС относительно Украины от 11 декабря 1999 года, а также
соответствующих решений Совета ЕС, деклараций и других документов ЕС, касающихся
Украины.
Стратегия интеграции Украины к ЕС определяет основные приоритеты деятельности
органов исполнительной власти на период до 2007 года, в течение которого должны быть
созданы предпосылки, необходимые для обретения Украиной полноправного членства в
Европейском Союзе.
Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз должен обеспечить вхождение
государства европейского политического (в том числе в сфере внешней политики
и политики безопасности), информационного, экономического и правового пространства.
Получение на этой основе статуса ассоциированного члена ЕС является главным
внешнеполитическим приоритетом Украины в среднесрочном измерении и должно
соотноситься по времени с обретением полноправного членства в ЕС
государствами-кандидатами, которые имеют общую границу с Украиной.
Основные направления интеграционного процесса Адаптация законодательства Украины к
законодательства ЕС, обеспечения прав человека. Адаптация законодательства Украины к
законодательства ЕС заключается в сближении с современной европейской системой права,
что обеспечит развитие политической, предпринимательской, социальной, культурной
активности граждан Украины, экономическое развитие государства в рамках ЕС и
будет способствовать постепенному росту благосостояния граждан, приведения его к уровню,
сложившийся в государствах - членах ЕС.
Адаптация законодательства Украины предусматривает реформирование ее правовой системы и
постепенное приведение в соответствие с европейскими стандартами и охватывает
частное, таможенное, трудовое, финансовое, налоговое законодательство, законодательство о
интеллектуальную собственность, охрану труда, охрану жизни и здоровья, окружающей
природную среду, защита прав потребителей, технические правила и стандарты,
транспорт, а также другие отрасли, определены Соглашением о партнерстве и
сотрудничество. Важным фактором реформирования правовой системы Украины следует
считать участие в конвенциях Совета Европы, которые устанавливают общие для
этой организации и стандарты ЕС.
Этапами правовой адаптации является имплементация Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве, заключение отраслевых соглашений, приведение действующего законодательства
Украины в соответствие со стандартами ЕС, создание механизма приведения
проектов актов законодательства Украины в соответствие с нормами ЕС.
Экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС.
Глобализация мирового хозяйства, унификация национальных экономик на
принципах ГАТТ/ВТО, экономические тенденции в государствах - членах ЕС относительно
консолидированного единственной денежной единицей Европейского Союза, потенциальная
взаимовыгодность свободной торговли являются важными факторами экономической интеграции
и развития торговли между Украиной и ЕС.
Базовым документом, определяющим основы экономической интеграции Украины в ЕС и
основы развития торговли, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Развитие процесса экономической интеграции заключается в либерализации и
синхронизированном открытии рынков ЕС и Украины, взаимному сбалансировании
торговли, предоставлении на основе взаимности режима благоприятствования инвестициям из ЕС в
Украину и украинским экспортерам на рынках ЕС, введении общего
правового поля и единых стандартов в сфере конкуренции и государственной поддержки
производителей. Экономическая интеграция базируется на координации, синхронизации и
соответствия принятия решений в сфере экономики Украины и ЕС и предусматривает
ликвидацию ограничений развития конкуренции и ограничения применения средств
протекционизма, формирования основных экономических предпосылок для приобретения Украиной
полноправного членства в ЕС.
Интеграция Украины в ЕС в контексте общеевропейской безопасности. Безопасность
Украины в контексте общеевропейской безопасности основывается на том, что
развитие и укрепление ЕС углубляют общеевропейскую безопасность во всех ее
измерениях. Принцип неделимости европейской безопасности одинаково важен как для
Украины, так и для ЕС и его полноправных и ассоциированных государств - членов ЕС.
Кооперативная безопасность, поиск подходов к которой, наряду с другими европейскими и
трансатлантическими структурами, активно ведет ЕС, должен стать гарантией для Украины
собственной безопасности.
Признание Европейским Союзом важное значение в формировании новой
архитектуры европейской безопасности на третье тысячелетие может и должно быть
использованным как существенный рычаг продвижения украинских интересов в отношениях с
ЕС. Одновременно укрепление безопасности Украины связано с обеспечением экономической
безопасности и политической стабильности в государстве.
Признавая на основе принципов Устава ООН ответственность за поддержание
международного мира и безопасности с Советом Безопасности ООН и придерживаясь принципов и
целей Хартии европейской безопасности ОБСЕ, Украина и ЕС активно сотрудничают
с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, другими международными организациями в сфере поощрения
и поддержания стабильности, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисных
ситуаций и постконфликтного восстановления, используя для этого все имеющиеся
возможности - от дипломатической деятельности, предоставления гуманитарной помощи и
применение экономических санкций к осуществлению функций гражданской полиции и
проведение на основе соответствующего мандата ООН и/или ОБСЕ военных операций для
урегулирование кризисных ситуаций.
Расширение и углубление политического диалога и сотрудничества Украины с
Западноевропейским союзом (ЗЕС), который предоставляет ЕС поддержку в определении
оборонных аспектов Общей внешней политики и политики безопасности и
обеспечивает доступ ЕС к оперативных возможностей выполнения гуманитарных и
спасательных задач, задач по поддержанию мира и задач вооруженных сил под
время урегулирования кризисных ситуаций, в том числе проведение операций с
установление мира («петерсберзьких задач»), являются одними из важных факторов
интеграции Украины в ЕС.
В связи с ускорением процесса институционального сближения и интеграции ЗЕС в
ЕС важное значение для Украины приобретает развитие отношений между ЕС и НАТО
вопросам оборонного планирования, в котором Украина участвует через Процесс
планирования и оценки сил в рамках программы «Партнерство ради мира».
Интенсификация развития Общей европейской политики по вопросам безопасности и
обороны, создание в рамках Общей внешней политики и политики безопасности
новых органов ЕС в военной сфере и сфере внешней политики и политики
безопасности, а также активизация сотрудничества между государствами - членами ЕС в
области вооружения предопределяют необходимость осуществления своевременных Украиной
интеграционных шагов в этом направлении.
Развитие сотрудничества с ЕС в рамках Общей внешней политики и политики
безопасности и Общей европейской политики по вопросам безопасности и обороны будет способствовать
также укреплению конкурентоспособности украинской оборонной промышленности,
внедрению принципов, правил и механизмов, обеспечивающих открытость,
прозрачность доступа продукции этой отрасли на внутреннем рынке ЕС и предотвращают
ее дискриминации, ускоренному выходу и закреплению украинских производителей
товаров и услуг в приоритетных международно-специализированных отраслях и секторах
экономики и значительной диверсификации военно-технических и научно-технических
связей. Развитие такого сотрудничества позволит сохранить
ориентацию на современные системы общеевропейского производства. Основным
направлением реализации экспортного потенциала Украины в отношениях с государствами -
членами ЕС может стать превращение производств, непосредственно связанных с
научно-техническими достижениями, в которых Украина занимает ведущие позиции, в
приоритетные отрасли, ориентированные на экспорт.
Политическая консолидация и укрепление демократии. Политическая консолидация
предполагает неуклонное углубление политического диалога и улучшения общей
атмосферы отношений между Украиной и ЕС (саммиты, министерские консультации,
встречи на экспертном уровне).
Она направлена на:
•
обеспечение политической стабильности, как в Украине, так и на всем
Европейском континенте;
•
обеспечение мирного развития и плодотворного сотрудничества всех европейских
наций;
•
укрепление демократических принципов в украинском обществе.
Политическую консолидацию в контексте стратегии Украины на европейскую интеграцию
следует рассматривать в двух плоскостях.
Внешнеполитическая консолидация направлена, прежде всего, на укрепление
европейской безопасности. С одной стороны, она включает всестороннее вхождения Украины в
европейский политический (в том числе в сфере внешней политики и политики
безопасности), правовое, экономическое, информационное, культурное пространство. С другой -
идентификацию политики ЕС относительно Украины, отделения ее от политики ЕС в отношении
России и поддержку государствами Европы и мировым сообществом стратегии
интеграции Украины в ЕС. В этом контексте важным является сотрудничество с
Европейской Комиссией, Европарламентом и другими общеевропейскими
институтами, а также углубление отношений с отдельными государствами - членами ЕС.
Существенной составляющей внешнеполитической консолидации следует считать согласие ЕС на
постепенное вовлечение Украины в региональных инициатив ЕС, а также соответствующих
форм политического диалога, партнерства и сотрудничества ЕС с государствами -
ассоциированными членами ЕС и другими государствами. Одним из реальных взносов на пути
к сближению политических позиций Украины и ЕС было бы достижение согласия относительно
общей позиции в ООН по глобальным вопросам и присоединения Украины к
совместных заявлений ЕС, заявлений, принимаемых государствами-членами ЕС в рамках Совместной
внешней политики и политики безопасности и в соответствующих международных
организациях, в том числе ООН и ОБСЕ, привлечения Украины к совместным действиям ЕС, а
также выработки и принятия общих позиций и совместных действий
Украины и ЕС.
Внутриполитическая консолидация базируется на выборе, сделанном украинским
обществом в пользу интеграции в ЕС. Она включает, прежде всего, укрепление
демократии и верховенства права в государстве. Европейская интеграция будет способствовать
становлению гражданского общества в Украине и дальнейшему формированию
украинской политической нации как полноправного члена семьи европейских наций.
Важным элементом внутренней консолидации является формирование в обществе
привязанности к идее приобретения в будущем членства в ЕС как реальной возможности
обеспечить достойное будущее для Украины и ее граждан.
Адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС. Адаптация социальной
политики Украины заключается в реформировании систем страхования, охраны труда,
здоровья, пенсионного обеспечения, политики занятости и других отраслей
социальной политики в соответствии со стандартами ЕС и постепенном достижении
общеевропейского уровня социального обеспечения и защиты населения. Данный
направление интеграционного процесса должно осуществляться в рамках общей программы
реформ с активным привлечением институтов и программ ЕС и его государств-членов и
первоочередным направлением технической помощи ЕС именно на адаптацию социальной
политики.
Важное значение в этом контексте будет иметь ратификация и дальнейшая имплементация
Украиной Европейской социальной хартии, а также заключения соглашений по координации
систем социального обеспечения рабочих, которые имеют украинское гражданство и
работают на территории государств - членов ЕС.
Культурно-образовательная и научно-техническая интеграция. Наряду с предоставленными направлениям
европейской интеграции, культурно-образовательный и,и
научно-технический занимают особое место, обусловленное потенциальной возможностью
достичь весомых успехов в интеграционном процессе именно этих направлениях. Они
охватывают области среднего и высшего образования, переподготовку кадров, науку,
культуру, искусство, техническую и технологическую сферы.
Интеграционный процесс на соответствующих направлениях заключается во внедрении
европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, распространении собственных
культурных и научно-технических достижений в ЕС. В конечном итоге такие
шаги будут срабатывать на повышение в Украине европейской культурной
идентичности и интеграции в общеевропейское интеллектуально-образовательного
и научно-технической среды.
Осуществление данной задачи предусматривает взаимное снятие каких-либо принципиальных, на
отличие от технических, ограничений на контакты и обмены, на распространение информации.
Особенно важным является осуществление совместных научных, культурных, образовательных и других
проектов, привлечение украинских ученых и специалистов к общеевропейским
программ научных исследований.
Региональная интеграция Украины. Практическое осуществление интеграционного процесса
возможно лишь при условии дополнения общеевропейского измерения сотрудничества
региональной интеграцией и углубление отраслевого сотрудничества Украины и
ЕС. Учитывая важную для ЕС тенденцию, выраженную в лозунге «ЕС: от Союза
стран в Союз регионов», данное направление приобретает особое значение.
Основой региональной интеграции является СПС, Европейская Хартия местного
самоуправления, другие соответствующие правовые акты Европейского Союза и Совета
Европы.
Региональная интеграция предполагает установление и углубление прямых контактов
между отдельными регионами Украины и государствами-членами и кандидатами в члены ЕС,
их развитие в определенных в этой Стратегии направлениях для постепенного перенесения основной
весы интеграционного процесса с центральных органов исполнительной власти на регионы,
до органов местного самоуправления, территориальных общин и, наконец,
наиболее широкого привлечения граждан Украины.
Отраслевое сотрудничество. Отраслевая сотрудничество представляет собой координацию и взаимодействие между
Украиной и ЕС в конкретных отраслях и сферах хозяйственной деятельности.
Приоритет на ближайшие годы в отраслевой сотрудничества следует отдать сфере
трансъевропейских транспортных, включая магистральные газо - и нефтепроводы,
электроэнергетических и информационных сетей, сотрудничеству в области юстиции,
предотвращению и борьбе с организованной преступностью и распространением наркотиков,
таможенном деле, научно-исследовательской сфере, промышленной и
сельскохозяйственной кооперации и т.д. Отдельным и исключительно важным направлением
отраслевого сотрудничества является сотрудничество в области использования атомной
энергии в мирных целях.
Правовой основой отраслевого сотрудничества является СПС, соответствующие нормативные акты сторон,
соглашения и протоколы, заключенные между Украиной и ЕС и государствами-членами ЕС относительно
сотрудничества и взаимодействия как в целом, так и в определенных отраслях.
Целесообразными являются также разработки и одобрения соответствующими министерствами и
другими центральными органами исполнительной власти программ развития отношений
с ЕС, которые бы исходили из общих положений Стратегии интеграции и постепенно
(в течение 1,5-2 лет) сформировали целостный пакет - Национальную программу
интеграции.
Отраслевая сотрудничество предполагает, наряду с принятием отраслевых программ
сотрудничества с ЕС, разработка перечня подразделений и должностных лиц в
центральных органах исполнительной власти, местных органах власти, отвечающих
за формирование и реализацию государственной политики Украины относительно ЕС, установление
прямых контактов между министерствами и другими центральными органами исполнительной
власти Украины и соответствующими директоратами Европейской Комиссии. В кратко - и
среднесрочном контексте решающая ответственность за согласование
отраслевого сотрудничества возлагается на Украинской части Совета по вопросам
сотрудничества между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским
Союзом), а за их реализацию - на Украинскую часть Комитета по вопросам
сотрудничества между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским
Союзом) и Министерство экономики Украины.