Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

2.3. СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНЫ К ЕВРОПЕЙСКОМУ СОЮЗУ

Эта Стратегия, утвержденная Указом Президента Украины от 11 июня 1998 года № 615, определяет основные направления сотрудничества Украины с Европейским Союзом (ЕС) - организацией, которая в процессе своего развития достигла высокого уровня политической интеграции, унификации права, экономического сотрудничества, социального обеспечения и культурного развития.

Национальные интересы Украины требуют утверждения Украины как влиятельной европейского государства, полноправного члена ЕС. В результате ожидаемого в ближайшие годами расширение ЕС - вступления в ЕС Польши и Венгрии - Украина будет граничить с ЕС, что создаст принципиально новую геополитическую ситуацию. В связи с этим есть необходимым четкое и всестороннее определение внешнеполитической стратегии по интеграции Украины в линии европейского политического (в том числе в сфере внешней политики и политики безопасности), информационного, экономического и правового пространства.

Стратегия интеграции Украины в ЕС основывается на:

• Конституции Украины, которая устанавливает направления внешнеполитической деятельности Украины на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества общепризнанными принципами и нормами международного права;

• одобренных Верховной Радой Украины Основных направлениях внешней политики Украины и Концепции (основах государственной политики) национальной безопасности Украины;

• Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами - членами от 14 июня 1994 года (СПС) других договорах, заключенных между Украиной и ЕС, в которых определяются механизмы взаимодействия между ними.

Стратегия интеграции Украины в ЕС учитывает положения Стратегии ЕС относительно Украины от 4 октября 1994 года, Совместной позиции ЕС относительно Украины от 28 ноября 1994 года, Общей стратегии ЕС относительно Украины от 11 декабря 1999 года, а также соответствующих решений Совета ЕС, деклараций и других документов ЕС, касающихся Украины.

Стратегия интеграции Украины к ЕС определяет основные приоритеты деятельности органов исполнительной власти на период до 2007 года, в течение которого должны быть созданы предпосылки, необходимые для обретения Украиной полноправного членства в Европейском Союзе.

Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз должен обеспечить вхождение государства европейского политического (в том числе в сфере внешней политики и политики безопасности), информационного, экономического и правового пространства. Получение на этой основе статуса ассоциированного члена ЕС является главным внешнеполитическим приоритетом Украины в среднесрочном измерении и должно соотноситься по времени с обретением полноправного членства в ЕС государствами-кандидатами, которые имеют общую границу с Украиной.

Основные направления интеграционного процесса Адаптация законодательства Украины к законодательства ЕС, обеспечения прав человека. Адаптация законодательства Украины к законодательства ЕС заключается в сближении с современной европейской системой права, что обеспечит развитие политической, предпринимательской, социальной, культурной активности граждан Украины, экономическое развитие государства в рамках ЕС и будет способствовать постепенному росту благосостояния граждан, приведения его к уровню, сложившийся в государствах - членах ЕС.

Адаптация законодательства Украины предусматривает реформирование ее правовой системы и постепенное приведение в соответствие с европейскими стандартами и охватывает частное, таможенное, трудовое, финансовое, налоговое законодательство, законодательство о интеллектуальную собственность, охрану труда, охрану жизни и здоровья, окружающей природную среду, защита прав потребителей, технические правила и стандарты, транспорт, а также другие отрасли, определены Соглашением о партнерстве и сотрудничество. Важным фактором реформирования правовой системы Украины следует считать участие в конвенциях Совета Европы, которые устанавливают общие для этой организации и стандарты ЕС.

Этапами правовой адаптации является имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключение отраслевых соглашений, приведение действующего законодательства Украины в соответствие со стандартами ЕС, создание механизма приведения проектов актов законодательства Украины в соответствие с нормами ЕС.

Экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС. Глобализация мирового хозяйства, унификация национальных экономик на принципах ГАТТ/ВТО, экономические тенденции в государствах - членах ЕС относительно консолидированного единственной денежной единицей Европейского Союза, потенциальная взаимовыгодность свободной торговли являются важными факторами экономической интеграции и развития торговли между Украиной и ЕС.

Базовым документом, определяющим основы экономической интеграции Украины в ЕС и основы развития торговли, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Развитие процесса экономической интеграции заключается в либерализации и синхронизированном открытии рынков ЕС и Украины, взаимному сбалансировании торговли, предоставлении на основе взаимности режима благоприятствования инвестициям из ЕС в Украину и украинским экспортерам на рынках ЕС, введении общего правового поля и единых стандартов в сфере конкуренции и государственной поддержки производителей. Экономическая интеграция базируется на координации, синхронизации и соответствия принятия решений в сфере экономики Украины и ЕС и предусматривает ликвидацию ограничений развития конкуренции и ограничения применения средств протекционизма, формирования основных экономических предпосылок для приобретения Украиной полноправного членства в ЕС.

Интеграция Украины в ЕС в контексте общеевропейской безопасности. Безопасность Украины в контексте общеевропейской безопасности основывается на том, что развитие и укрепление ЕС углубляют общеевропейскую безопасность во всех ее измерениях. Принцип неделимости европейской безопасности одинаково важен как для Украины, так и для ЕС и его полноправных и ассоциированных государств - членов ЕС. Кооперативная безопасность, поиск подходов к которой, наряду с другими европейскими и трансатлантическими структурами, активно ведет ЕС, должен стать гарантией для Украины собственной безопасности.

Признание Европейским Союзом важное значение в формировании новой архитектуры европейской безопасности на третье тысячелетие может и должно быть использованным как существенный рычаг продвижения украинских интересов в отношениях с ЕС. Одновременно укрепление безопасности Украины связано с обеспечением экономической безопасности и политической стабильности в государстве.

Признавая на основе принципов Устава ООН ответственность за поддержание международного мира и безопасности с Советом Безопасности ООН и придерживаясь принципов и целей Хартии европейской безопасности ОБСЕ, Украина и ЕС активно сотрудничают с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, другими международными организациями в сфере поощрения и поддержания стабильности, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления, используя для этого все имеющиеся возможности - от дипломатической деятельности, предоставления гуманитарной помощи и применение экономических санкций к осуществлению функций гражданской полиции и проведение на основе соответствующего мандата ООН и/или ОБСЕ военных операций для урегулирование кризисных ситуаций.

Расширение и углубление политического диалога и сотрудничества Украины с Западноевропейским союзом (ЗЕС), который предоставляет ЕС поддержку в определении оборонных аспектов Общей внешней политики и политики безопасности и обеспечивает доступ ЕС к оперативных возможностей выполнения гуманитарных и спасательных задач, задач по поддержанию мира и задач вооруженных сил под время урегулирования кризисных ситуаций, в том числе проведение операций с установление мира («петерсберзьких задач»), являются одними из важных факторов интеграции Украины в ЕС.

В связи с ускорением процесса институционального сближения и интеграции ЗЕС в ЕС важное значение для Украины приобретает развитие отношений между ЕС и НАТО вопросам оборонного планирования, в котором Украина участвует через Процесс планирования и оценки сил в рамках программы «Партнерство ради мира». Интенсификация развития Общей европейской политики по вопросам безопасности и обороны, создание в рамках Общей внешней политики и политики безопасности новых органов ЕС в военной сфере и сфере внешней политики и политики безопасности, а также активизация сотрудничества между государствами - членами ЕС в области вооружения предопределяют необходимость осуществления своевременных Украиной интеграционных шагов в этом направлении.

Развитие сотрудничества с ЕС в рамках Общей внешней политики и политики безопасности и Общей европейской политики по вопросам безопасности и обороны будет способствовать также укреплению конкурентоспособности украинской оборонной промышленности, внедрению принципов, правил и механизмов, обеспечивающих открытость, прозрачность доступа продукции этой отрасли на внутреннем рынке ЕС и предотвращают ее дискриминации, ускоренному выходу и закреплению украинских производителей товаров и услуг в приоритетных международно-специализированных отраслях и секторах экономики и значительной диверсификации военно-технических и научно-технических связей. Развитие такого сотрудничества позволит сохранить ориентацию на современные системы общеевропейского производства. Основным направлением реализации экспортного потенциала Украины в отношениях с государствами - членами ЕС может стать превращение производств, непосредственно связанных с научно-техническими достижениями, в которых Украина занимает ведущие позиции, в приоритетные отрасли, ориентированные на экспорт.

Политическая консолидация и укрепление демократии. Политическая консолидация предполагает неуклонное углубление политического диалога и улучшения общей атмосферы отношений между Украиной и ЕС (саммиты, министерские консультации, встречи на экспертном уровне).

Она направлена на:

• обеспечение политической стабильности, как в Украине, так и на всем Европейском континенте;

• обеспечение мирного развития и плодотворного сотрудничества всех европейских наций;

• укрепление демократических принципов в украинском обществе.

Политическую консолидацию в контексте стратегии Украины на европейскую интеграцию следует рассматривать в двух плоскостях.

Внешнеполитическая консолидация направлена, прежде всего, на укрепление европейской безопасности. С одной стороны, она включает всестороннее вхождения Украины в европейский политический (в том числе в сфере внешней политики и политики безопасности), правовое, экономическое, информационное, культурное пространство. С другой - идентификацию политики ЕС относительно Украины, отделения ее от политики ЕС в отношении России и поддержку государствами Европы и мировым сообществом стратегии интеграции Украины в ЕС. В этом контексте важным является сотрудничество с Европейской Комиссией, Европарламентом и другими общеевропейскими институтами, а также углубление отношений с отдельными государствами - членами ЕС.

Существенной составляющей внешнеполитической консолидации следует считать согласие ЕС на постепенное вовлечение Украины в региональных инициатив ЕС, а также соответствующих форм политического диалога, партнерства и сотрудничества ЕС с государствами - ассоциированными членами ЕС и другими государствами. Одним из реальных взносов на пути к сближению политических позиций Украины и ЕС было бы достижение согласия относительно общей позиции в ООН по глобальным вопросам и присоединения Украины к совместных заявлений ЕС, заявлений, принимаемых государствами-членами ЕС в рамках Совместной внешней политики и политики безопасности и в соответствующих международных организациях, в том числе ООН и ОБСЕ, привлечения Украины к совместным действиям ЕС, а также выработки и принятия общих позиций и совместных действий Украины и ЕС.

Внутриполитическая консолидация базируется на выборе, сделанном украинским обществом в пользу интеграции в ЕС. Она включает, прежде всего, укрепление демократии и верховенства права в государстве. Европейская интеграция будет способствовать становлению гражданского общества в Украине и дальнейшему формированию украинской политической нации как полноправного члена семьи европейских наций. Важным элементом внутренней консолидации является формирование в обществе привязанности к идее приобретения в будущем членства в ЕС как реальной возможности обеспечить достойное будущее для Украины и ее граждан.

Адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС. Адаптация социальной политики Украины заключается в реформировании систем страхования, охраны труда, здоровья, пенсионного обеспечения, политики занятости и других отраслей социальной политики в соответствии со стандартами ЕС и постепенном достижении общеевропейского уровня социального обеспечения и защиты населения. Данный направление интеграционного процесса должно осуществляться в рамках общей программы реформ с активным привлечением институтов и программ ЕС и его государств-членов и первоочередным направлением технической помощи ЕС именно на адаптацию социальной политики.

Важное значение в этом контексте будет иметь ратификация и дальнейшая имплементация Украиной Европейской социальной хартии, а также заключения соглашений по координации систем социального обеспечения рабочих, которые имеют украинское гражданство и работают на территории государств - членов ЕС.

Культурно-образовательная и научно-техническая интеграция. Наряду с предоставленными направлениям европейской интеграции, культурно-образовательный и,и научно-технический занимают особое место, обусловленное потенциальной возможностью достичь весомых успехов в интеграционном процессе именно этих направлениях. Они охватывают области среднего и высшего образования, переподготовку кадров, науку, культуру, искусство, техническую и технологическую сферы.

Интеграционный процесс на соответствующих направлениях заключается во внедрении европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС. В конечном итоге такие шаги будут срабатывать на повышение в Украине европейской культурной идентичности и интеграции в общеевропейское интеллектуально-образовательного и научно-технической среды.

Осуществление данной задачи предусматривает взаимное снятие каких-либо принципиальных, на отличие от технических, ограничений на контакты и обмены, на распространение информации. Особенно важным является осуществление совместных научных, культурных, образовательных и других проектов, привлечение украинских ученых и специалистов к общеевропейским программ научных исследований.

Региональная интеграция Украины. Практическое осуществление интеграционного процесса возможно лишь при условии дополнения общеевропейского измерения сотрудничества региональной интеграцией и углубление отраслевого сотрудничества Украины и ЕС. Учитывая важную для ЕС тенденцию, выраженную в лозунге «ЕС: от Союза стран в Союз регионов», данное направление приобретает особое значение.

Основой региональной интеграции является СПС, Европейская Хартия местного самоуправления, другие соответствующие правовые акты Европейского Союза и Совета Европы.

Региональная интеграция предполагает установление и углубление прямых контактов между отдельными регионами Украины и государствами-членами и кандидатами в члены ЕС, их развитие в определенных в этой Стратегии направлениях для постепенного перенесения основной весы интеграционного процесса с центральных органов исполнительной власти на регионы, до органов местного самоуправления, территориальных общин и, наконец, наиболее широкого привлечения граждан Украины.

Отраслевое сотрудничество. Отраслевая сотрудничество представляет собой координацию и взаимодействие между Украиной и ЕС в конкретных отраслях и сферах хозяйственной деятельности. Приоритет на ближайшие годы в отраслевой сотрудничества следует отдать сфере трансъевропейских транспортных, включая магистральные газо - и нефтепроводы, электроэнергетических и информационных сетей, сотрудничеству в области юстиции, предотвращению и борьбе с организованной преступностью и распространением наркотиков, таможенном деле, научно-исследовательской сфере, промышленной и сельскохозяйственной кооперации и т.д. Отдельным и исключительно важным направлением отраслевого сотрудничества является сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях.

Правовой основой отраслевого сотрудничества является СПС, соответствующие нормативные акты сторон, соглашения и протоколы, заключенные между Украиной и ЕС и государствами-членами ЕС относительно сотрудничества и взаимодействия как в целом, так и в определенных отраслях.

Целесообразными являются также разработки и одобрения соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти программ развития отношений с ЕС, которые бы исходили из общих положений Стратегии интеграции и постепенно (в течение 1,5-2 лет) сформировали целостный пакет - Национальную программу интеграции.

Отраслевая сотрудничество предполагает, наряду с принятием отраслевых программ сотрудничества с ЕС, разработка перечня подразделений и должностных лиц в центральных органах исполнительной власти, местных органах власти, отвечающих за формирование и реализацию государственной политики Украины относительно ЕС, установление прямых контактов между министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины и соответствующими директоратами Европейской Комиссии. В кратко - и среднесрочном контексте решающая ответственность за согласование отраслевого сотрудничества возлагается на Украинской части Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским Союзом), а за их реализацию - на Украинскую часть Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским Союзом) и Министерство экономики Украины.