ОБЖ
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Безопасность жизнедеятельности

1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.5. Психологические свойства человека

 

1.5.11. Эмоции

 

Эмоции - это переживания человеком своего отношения к тому, что она познает, что делает. То есть к вещам и явлениям окружающего мира, к людям, к их действиям и поступкам, к труду, к самому себе.

Эмоциональный процесс развивается в такой последовательности: подсознательное прицеливания - сопоставление - физиологическое настройка и переживания. Моменты прицішовання, физиологического настройка и переживания фактически состоят из микромоментов и приведенная выше схема отражает лишь последовательность кратковременных моментов.

Эмоции - побудительный рефлекторный аппарат для удовлетворения потребностей человека, потому что они обслуживают потребности, побуждая к необходимым для удовлетворения действиям.

При изменении условий жизни или деятельности потребности удовлетворяются, возникают положительные эмоции, при неудовлетворении потребностей - отрицательные.

Эмоции бывают низшие и высшие; позитивные и негативные; стенические и астенические, эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.

Низшие и высшие эмоции. Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей. Высшие эмоции возникают на базе удовлетворения духовных потребностей. Они имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к явлениям общественной жизни - нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Четкого разделения на высшие и низшие чувства нет.

Положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоции - положительная оценка объекта, явления (радость, любовь, восхищение и т.д.); негативные эмоции - негативная оценка (гнев, страх, отвращение, ужас и т.п.). Отрицательные эмоции возникают при дефиците информации, недостатка сведений или умений. Возникновению их способствуют высокая ответственность за людей, болезненное состояние и усталость.

Стенические эмоции - эмоции, которые повышают жизнедеятельность (радость).

Астенические эмоции - чувства стремления, которые тормозят жизнедеятельность, снижают энергию субъекта (журба).

Эмоциональные реакции (процессы) - кратковременные реакции на определенный объект, событие, ситуацию.

Эмоциональные состояния - более статичные, длительные. Это эффект от действия сильной эмоциональной реакции. Эмоциональное состояние, которое возникло в результате действия определенной эмоциональной реакции, может означать отношение человека к различным явлениям действительности. Они разные по силе и интенсивности воздействия на человека. Эмоции - это собственно эмоциональные реакции средней силы, которые хорошо контролируются сознанием.

Эмоциональная реакция, которая имеет особенно интенсивный характер, заставляет человека частично терять контроль над собой, кричать или делать незапрограммированные или непродуманные поступки, называется аффектом.

Состояние аффекта самый частый у людей с неустойчивой психикой. При этом не все личные компоненты включаются в регуляцию поведения. Поведение человека нерегулируемая, сознание сужено. Затормозить состояние аффекта очень трудно. Нужно переключать человеческое внимание (считать до 20 или сжимать и разжимать кисти рук 20-30 раз).

Существует большая группа эмоциональных состояний, где на первом месте находится специфический компонент предыдущего переживания (неудовлетворенность, тревога, испуг, радость, умиление, гнев, печаль). Когда при этом компонент возбуждения слабый и длительный, то такое состояние называется настроением.

Стресс (напряжение) - совокупность защитных физиологических реакций, которые отражают действие внешних факторов (стрессов). Причины стрессов разнообразны: необходимость делать то, что не хочется, - нехватка времени; кто-то подгоняет, не дает сосредоточиться; внутреннее болезненное напряжение, сонливость, курение, алкоголизм, семейные или производственные конфликты, неудовлетворенность жизнью, долги, комплекс неполноценности, недостаток чувства уважения к себе ни дома, ни на работе.

Приметы стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе, постоянное чувство усталости: очень быстрая речь, боль головы, спины, желудка; повышенная возбудимость, исчезает аппетит; потеря чувства юмора; постоянное ощущение недоедания.

Эмоциональные переживания сопровождаются определенными изменениями физиологического состояния организма. При испуге кровь отходит от лица, а стесняясь, человек краснеет, наступает застывшая поза ("от страха бросило в пот", "волосы встают дыбом", "щемит сердце"). Движения становятся выразительными, меняется походка, поза, мимика, интонация. Потому что движения - это язык эмоций. Меняется пульс, дыхание. Внимание сужается, переключение заторможено, движения становятся резкими, неточными, плохо скоординированными, нарушается память; неправильно оценивается ситуация, допускаются технологические ошибки, меняется поведение человека. Эмоции обусловливают перестройку жизненно важных физиологических функций, мобилизуют резервные возможности организма, обостряют зрение, слух, наступает общая собранность, повышается бдительность и осторожность т.д.