География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 24. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ

 

Учебная цель: углубить и систематизировать знания о главных государства Африки, их размещение, особенности развития; совершенствовать практические умения характеризовать географическое положение, население, особенности развития крупнейших государств Африки; развивать познавательную активность, умение работать в группах.

Оборудование: политическая карта Африки, иллюстративные (видео)материалы главных государств Африки, энциклопедии, туристические проспекты, учебники, атласы, бумага, маркеры.

Основные понятия: географическая характеристика страны, географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство, промышленность, растениеводство, животноводство, транспорт.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Тест

1. Большинство государств Африки в прошлом были:

а) колониями; б) независимыми; в) экономически развитыми.

2. Самая большая по площади страна Африки:

а) Нигерия; б) Судан; в) Кения.

3. Основой экономики большинства африканских государств являются:

а) промышленность; б) туризм; в) сельское хозяйство.

4. Наиболее развитым государством Африки является:

а) Египет; б) Алжир; в) Южная Африка.

5. Среди стран Африки украинские туристы чаще всего посещают:

а) Чад; б) Анґолу; в) Египет.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Удивительной и неповторимой является история развития каждого государства африканского континента. Смешение культур, рас, народов, языков и религий, необходимость приспосабливаться к своеобразных природных условий выработали особый колорит, своеобразие быта и традиций африканских народов. Путешествие африканскими странами можно сравнить с чтением увлекательного приключенческого романа, каждый раздел которого скрывает множество интриг, неразгаданных тайн. Давайте совершим воображаемое путешествие в страны Африки с помощью групп, которые готовили презентации.

 

ИV. Изучение нового материала

Работа в группах. Презентации стран

1. Египет

Площадь: 1 млн. км2. Население: 77 млн. человек (2007 г.). Столица: Каир. Официальный язык: арабский. Страна расположена сразу на двух континентах - на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. Более чем 90 % территории страны занимает засушливая пустыня, разделен Нилом на две части. На плодородных илистых берегах реки египтяне выращивают хлопчатник, кукурузу, пшеницу, сахарный тростник, овощи и финики. Из отраслей промышленности в Египте развиты добывающая (добыча нефти, железной руды, фосфоритов, марганца), машиностроение, пищевая, химическая, текстильная, швейная. Туризм.

2. Алжир

Площадь: 2,4 млн. км2. Население: 34 млн. человек (2008 г.). Столица: Алжир.

Официальный язык: арабский. Алжир расположен в северо-западной части Африки. Около 2/3 территории занимает пустыня Сахара, 90 % населения страны проживает на севере в условиях мягкого субтропического климата. Выращивают пшеницу, виноград, маслины, цитрусовые, инжир, финики, овощи. Кроме добывающих отраслей развиты обрабатывающая, пищевая, промышленность, металлургия. Основным источником прибыли Алжира является продажа нефти и газа по трубопроводам, проложенным по дну Средиземного моря, доставляются в Европу.

3. Эфиопия

Площадь: 1,09 млн. км2. Население: 85 млн. человек (2008 г.). Столица: Аддис-Абеба. Официальный язык: ахмарська. Большая часть страны расположена в пределах Эфиопского нагорья. Климат Эфиопии субэкваториальный, сезонно влажный. Восточные районы занимает полупустынная равнина, а на Эфиопском нагорье климатические условия зависят от высоты местности. Большая часть населения Эфиопии относится к эфиопской расе, которая занимает промежуточное положение между європеоїдною и негроидной расами. Выращивают пшеницу, ячмень, просо, сорґо, кукурузу, кофейные деревья. Разводят горбатых антилоп - зебу, овец, коз, ослов, верблюдов. Промышленность развита слабо. Добываются золото, платина, марганцевая руда, калийная соль. Есть предприятия пищевой, кожевенно-обувной, текстильной промышленности.

4. Нигерия

Площадь: 923,8 тыс. км2. Население: 154 млн. человек (2008 г.). Столица: Абуджа.

Официальный язык: английский. Страна расположена в нижнем течении реки Нигер, на побережье Ґвінейської залива. Климат почти по всей территории экваториальный, муссонный. Почти половину территории страны занимает саванна.

Нигерия - самая многонаселенная и многонациональная страна Африки. Это сельскохозяйственная страна с развитой нефтедобывающей промышленностью. Главные сельскохозяйственные культуры - какао, хлопчатник, арахис, сахарный тростник, оливковая пальма. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз.

5. Южная Африка

Площадь: 1,2 млн. км2. Населения: 48,7 млн. человек (2008 г.). Столица: Претория. Официальные языки - африкаанс, английский. Страна расположена на крайнем юге африканского континента, омывается водами двух океанов - Атлантического и Индийского. Большая часть страны лежит на южной окраине Южно-Африканского плоскогорья. Климат тропический на севере и субтропический на юге. В Южной Африке проживают представители коренных африканских народов банту, бушмены, ґоттентоти, около 15 % населения представлено выходцами из Европы - потомками голландских, французских и немецких колонистов, англичан. Единственная в Африке экономически развитая страна. На ее долю приходится 40 % промышленного производства и более чем половина всей производимой на материке электроэнергии. Перерабатывающие отрасли - машиностроение, металлургия, химическая, легкая, пищевая, которые основываются на развитой электроэнергетике. Выращивают пшеницу, кукурузу, сахарный тростник, картофель, около 140 видов овощей и фруктов. Кроме традиционного разведения крупного рогатого скота и овец есть и экзотические отрасли (разведение крокодилов и страусов).

 

V. Закрепление изученного материала

Творческое задание. Создать свой проект герба страны, которую презентовали, и объясните его элементы.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Описать воображаемое путешествие вдоль меридиана 20° в. д. с севера на юг. Рассказать, какие страны будете пересекать, с представителями каких народов встретитесь. Обратить внимание на особенности культуры и быта, хозяйственной деятельности.

• Подготовиться к итоговому уроку, повторить параграфы.