Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 7. НОВЕЙШИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ

 

 

7.3. Синтетические религии

 

В догматике и культовой практике эти религии опираются на сочетание элементов различных традиционных религий, создавая свои собственные учения, систему обрядовых действ, сильную церковную организацию, претендуя при этом на статус надрелігій. Эти религиозные новообразования характеризует развитый культ лидера, авторитет собственных вероисповедных источников, идея богоизбранности их последователей.

Великое Белое Братство (ВББ) - неорелігійна течение, начала свою деятельность в Киеве в 1990 году. ее основателями были Юан Свами (он же тогда и патриарх) и Мария Дэви, которые якобы пришли в мир с миссией Иисуса Христа, чтобы передать человечеству последний завет Божий и принять мученическую смерть за грехи людей. Они входили в тройке, которая называлась ЮСМАЛОС (Юан Свами - Иоанн Креститель - ЮС, Мария Дэви - Богородица - Ма, Логос или Иисус Христос - Лос). Над этой Троицей, как и над всем миром, стоит Верховная Божественная Личность.

Основатели этого объединения ныне хорошо известные лица. Юан Свами-Юрий Кривоногов - бывший кибернетик, кандидат наук. Сначала он сотрудничал с кришнаитами, потом порвал с ними и создал институт души “Атма” и новую религию. Мария Дэви - Марина Цвигун, по специальности врач-терапевт, была корреспондентом газеты “Атма”, а в дальнейшем, оставив семью и малолетнего сына, стала женой Кривоногова. В колишноьму жизни Юан Свами и Мария Дэви были, вроде бы, Адамом и Евой, Кришною и Рамой, Дионисом и Персефоной, Богоматерью и Крестителем, Кием и Лыбедью, Ромео и Джульеттой.

Кривоногов познакомился с Мариной Цвигун в одной из поездок в Днепропетровск. Он по достоинству оценил ее красоту и взял в свою команду, объявив вскоре “Богом” на земле. Известно, что Марина работала в одном из райкомов комсомола города Днепропетровска, потом в местной газете. По свидетельству самого Кривоногова, во время седьмого аборта она перенесла что-то похожее на клиническую смерть, имела галлюцинации. Кривоногов сообщил, что душа ее покинула тело и вознеслась на небо, а в тело Марины вселилась другая душа - Божественная, что Марина и сама искренне поверила.

Новое течение провозгласила себя «надрелігією», эпохальным религией грядущего.

В вероучении ВББ часто менялось понимание Абсолюта. Начальная его синкретичность объяснялась разнообразием воплощений Бога-Отца Кришны. Принцип кришнаїзму о триединстве проявлений Бога сочетался с христианским пониманием Св. Троицы, где Мария Дэви (Г. Цвигун) отождествлялась со Святым Духом. В начале 1993 г. был введен культ «бога Живого Марии Дэви Христос (МДХ)» как свидетельство того, что М. Цвигун окончательно заняла видное место в иерархии движения. Иными словами, провозглашение М. Цвигун «Матерью Мира» отражает догмат реріхівської «Живой Этики» о доминировании женского начала в завершающий период существования материального мира. Под влиянием теософии утвердился также догмат о так называемую будущую «Седьмую расу человечества» - Великое Белое Братство. По убеждению членов братства, после «Страшного суда» спасутся только те, кто признал «Живого Бога МДХ».

В начале 90-х годов общины Великого Белого Братств действовали в Одессе, Днепропетровске, Киеве. В крупнейшей из них - киевской - насчитывалось несколько сот членов. Большинство из них были еще молодыми людьми или подростками с несформированной психикой, легко поддавались внушению и поэтому готовы были без раздумий выполнить любые приказы Кривоногова.

Для подготовки к «второго пришествия» создавались тайные скиты, в которых сели верующих. Члены общины вели отчужденный образ жизни, порывали связей с семьями, не работали, не учились, бездельничали.

Общественность забила тревогу. Создан был комитет «Спасение». Родители, чьи дети оставили семьи и вступили в Белого Братства, обращались в прокуратуру и даже к Верховной Раде с просьбой помочь вернуть детей. Проблема приобрела кроме юридического еще и медико-социальной окраски. Запрограммирована предводителями организации психика молодых людей трудно поддавалась депрограмуванню. Вернуть детей в семье оказалось не так просто из-за сдвига в их мировосприятии и психике.

Марина Цвигун поставила себе цель собрать 144 тысячи верных. Это должна быть новая раса юсмаліан, которая бы завладела всем миром и стала бы жить в царстве Божьем. В конце земного служения “Он” будет распят и через три дня воскреснет. Злой мир погибнет в языках пламени, а Белое Братство наконец возродится для новой жизни. Названа была и дата - 24 ноября 1993 года. Однако все произошло на две недели раньше. 10 ноября, около 13 часов дня руководители Белого Братства совершили акцию, к которой длительное время готовились. В Киеве, на майдане возле Софиевского Собора они организовали дерзкие выступления, которые привели к нарушениям общественного порядка, повреждение национальной святыни - храма Святой Софии. Под видом экскурсантов білобратчани проникли в Софиевский Собор, взошли на алтарь и окружили одну из своих “Апостолиць”, одетую в белый балахон. Служители Софии обратились за помощью к “Беркута”. В ответ на попытку выдворить “антихристов” из храма Божьего на головы омоновцев посыпались проклятия. Вспыхнула драка. Фанаты приняли музейный экспонат - плиту из древнего фундамента и забаррикадировали ней боковой вход к алтарю. Когда же сотрудникам спецотряда удалось туда прорваться, “братья” и “сестры” стали срывать со стен огнетушители и засыпать порошком алтарь и пол собора. Использовали они огнетушители и в качестве дубинок, удары которых обрушивали на головы сотрудников милиции. В результате пострадали три охранника правопорядка. В ходе беспорядков около 40 членов “Великого Белого Братства” были задержаны.

Всего же в тот день на площади у храма Святой Софии побывало несколько тысяч молодых людей, которые ожидали страшного суда. Марину Цвигун, Юрия Кривоногова и Дмитрия Ковальчука были привлечены к судебной ответственности. Они обвинялись в организации беспорядков, нанесении вреда здоровью людям и имуществу исторической святыни. В Киеве в 1994-1995 годах состоялся суд. Руководителей были осуждены: М. Цвигун - на 4, Д. Ковальчука - на 7-Ю. Кривоногова-на 9 лет заключения. Однако судебным делом история не закончилась. Освобожденные из распределителей МВД, выписаны из больниц члены братства вновь возобновили свою деятельность. Однако в состоянии ВББ возникли недоразумения и распри.

Марина Цвигун сменила свое отношение к Кривоногова. Находясь в заключении, несколько раз подавала заявления на развод с ним, характеризовала его крайне негативно: “Кривоногов вел себя со мной очень грубо. Он не давал мне денег, хотя исправно получал за меня зарплату редактора газеты “Атма”, что издавалась Институтом души человека, не позволял получать посылки от матери. Даже полушубок велел пожертвовать в пользу общины. Мое имя никогда в афишу не вносил. Вообще он был убежден, что 10 ноября меня обязательно убьют и все будет закончено. Вариант сухого голодания был предусмотрен на случай, если мы останемся живыми. Десять дней я голодала, не ела, не пила. А Кривоногов на третий день попросил кушать. Я расцениваю это как предательство. Он без меня - ничто.”

“Белое Братство” объявило Кривоногова Иудой. Освобождена досрочно за несколько месяцев до окончания тюремного срока, М. Цвигун сняла с себя запрет на потребление мяса, развелось с Кривоноговым и вышла замуж за Ковальчука (он же Господь Иоанн-Петр Второй).

Сейчас они живут в Киеве в роскошном особняке, обнесенном трехметровым забором с колючей проволокой. Время от времени в особняк приезжает “Тойота”, из которой выходит Марина с новым мужем.

Не долго оставался холостяком и Кривоногов. Через год после развода с Мариной он женился юсламаліанкою и взял себе ее фамилию. Это четвертый брак в его жизни. Однако семейное счастье тоже не сложилось. Отвернулись от него и сторонники Великого Белого Братства. Остался верным ему единственный его последователь Константин Мінгурян, который к этому времени рассылает в различные инстанции листовки с угрозами и проклятиями и назначением новых дат конца света. Сам же Кривоногов в письме к своему ученику признался: “Никакой я не “пророк”, не “учитель”, не “Иоанн Богослов” и не то, что ты на меня нацепил. Я уже не молод и хочу остаток жизни провести в покое. Ранее в прессе часто писали, что я гипнотизер и экстрасенс. Все это, конечно, глупости. Хочу сказать честно и прямо: Я больше не верю в Марию Дэви Христос и ныне никакого отношения к Белому Братству уже не имею. У меня теперь совсем другая жизнь, другие взгляды. Мне стыдно за ту чушь, которую я в свое время писал. Но за это отсидел и жалею, что посадил в тюрьму ни в чем не повинных людей».

Отречение «белых братьев» от материальной жизни («мира зла») вызывало длительное неприятие ими ценностей родственных связей, общественных интересов и т.д.

Ныне общины Белого братства действуют в различных регионах Украины и за ее пределами (Россия, Беларусь).

Официальная статистика подает ВББ как незарегистрированную организацию.

Церковь объединения (Церковь унификации) - одна из самых распространенных новейших религиозных течений, в которой сочетаются черты восточных религий и христианства, разных философских и социальных учений. Учредителем и руководителем считается преподобный Сен М'ян Мун, выходец из Северной Кореи, который основал в 1954 г. „Ассоциацию Святого духа для унификации мирового христианства” (сокращенно - церковь унификации). Поэтому последователей еще называют мунітами. Основные положения вероучения изложены в произведениях Муна, таких как, Дояснення принципа” (1957) и „Толкование принципа” (1966). В них отрицаются исходные принципы традиционного христианства, в первую очередь божественная природа Христа, предлагается свое понимание Священного Писания. Теология Муна сосредоточена в учении о трех Адамов и трех Ев. Согласно учению, первая пара, созданная Богом, не выполнила своей миссии - создание совершенного человечества, потому подпала под грехопадения. Вторым Адамом был Иисус Христос, который также не выполнил своей божественной миссии - не оставил потомков. Мун и его супруга Хак Джа Хан Мун отводят себе роль „Истинных родителей”, третьих Адама и Евы, которые, по поручению Бога должны создать совершенные семьи, которые станут источником спасения для всех других семей. Они берут на себя право подбирать брачные пары (т.н. блесінг). Соответственно, те члены церкви, которые желают вступить в брак, должны пройти через соответствующий брачный обряд. Поэтому церковь придает большое значение массовым коллективным венчанием (в августе 1995 г. в Сеуле Мун дал благословение на семейную жизнь 360 тыс. пар).

В церкви объединения действует строгая регламентация взаимоотношений, четкое подчинение ее членов руководству. Муниты постоянно бродят в разных людных местах, продавая цветы, сладости, мороженое или выпрашивая, чтобы заработать материальные средства для „объединения человечества в единую божественную семью”. Церковь уделяет большое внимание работе с кадрами. На „семинарах по лидерству” проводится квалифицированная подготовка лекторов, проповедников. Для ученых, деятелей культуры она организует симпозиумы, конференции, фестивали. Под эгидой церкви действуют такие международные организации, как „Федерация женщин за мир во всем мире”, Академия профессоров „За мир во всем мире”, Международный религиозный фонд. Муниты поддерживают более 200 различных научных, социальных, учебных и др. проектов.

Сторонники Муна есть сегодня в 160 странах мира, в т.ч. и в России, Балтии, Украине. (Церковь унификации возникла в 70-х гг. ХХ ст., как массовая организация существует лишь с 1991 г.). Незарегистрированные общины церкви функционируют в Киеве, Донецке и в других городах.