КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ - специфическая форма отношений социальных субъектов, что может возникать в ходе общения представителей различных культур, субкультур в рамках одной культуры, искусств или наук, школ и т.д.
К. К. могут возникать в случаях, как отмечал М. Бахтин, когда одна культура может задавать другой вопросы, которые эта другая перед собой еще не выдвигала. Можно добавить, что К. К. возникает еще и тогда, когда нет средств для решения таких вопросов. При этих обстоятельствах возникает напряжение "недоразумение", что может сказаться на всей системе взаимоотношений соответствующих субъектов.
К. К. могут основываться на традиционных, языковых и др. основах. Решения К. К. зависит от умения и возможности находить необходимые ответы с помощью реконструкции нормативно-ценностных систем, закодированных в различных явлениях соответствующей культуры или субкультуры и соотносить их с собственными нормативно-ценностными ориентирами. Другими словами, решения К. К. находится в прямой зависимости от умения находить общее в разных культурных системах и идентифицировать его как общ. человеческое. Относительно конфликтов, которые возникают между официальной или доминирующей культурой и субкультурами, то их решение напрямую зависит от способности общества ассимилировать субъекты субкультур или образовывать необходимые механизмы их социализации для достижения сусп. гомеостазис, то есть состояния равновесия.
Ареной проявления К. К. могут быть разные сферы сусп. жизни, но эти конфликты всегда связаны с разрушением устоявшихся во времени образцов и стереотипов, при отсутствии их наук, обоснование приобретают роли мировоззренческих идеалов или ценностей. Скажем, в искусстве причиной К. К. может быть возникновение новых направлений, жанров и т.д. (напр., на нач. XX в. имело место столкновение авангарда и класс, искусства), в науке - противодействие разных школ или методологий познания и т.д.
К. К. часто обременены избыточным эмоциональным перегрузкам конфликтующих сторон и требующих преодоления определенных психол. барьеров и изменения ассоциаций.
Наиболее сложно решаются К. к., что основываются на ценностных интересах различных социальных слоев (социальных групп, классов и т.д.) в пределах одного общества. В таком случае они могут перерастать в полет, конфликты и служить показателем глубокого кризиса данного общества.
Особым случаем К. к. является т. н. аномия, которая, как считал Г. Мертон, связанная с разрушением общественно постоянных и общ. признанных норм и вакуумом идеалов. Аномия может обуславливаться не только противоречиями, имеющими место в социальной структуре и нарушают культурное единство общества, но и противоречиями между обществом и личностью. Последние своим следствием имеют рост преступности, самоубийств и т.д.