Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология. Комплексный справочник - подготовка к ЗНО и ДПА

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

 

ВАРИАНТ 5

 

Задания 1-50 имеют по четыре варианты ответов, из которых только одна правильная. Выберите правильный ответ и отметьте его в бланке ответов.

 

1. Учение о биосфере создал:

А) Ч. Дарвин;

В) М. Шлейден;

Б) Г. Мендель;

Г) В. И. Вернадский.

 

2. Прочность костей обеспечивают соединения:

А) Кремния;

В) Калия;

Б) Кальция;

Г) Магния.

 

3. Мономером нуклеиновой кислоты является:

А) глицерин;

В) нуклеотид;

Б) жирная кислота;

Г) гликоген.

 

4. Ферменты выполняют функцию:

A) источники энергии;

Б) участия в химических реакциях;

B) транспортировку веществ;

Г) ускорение биохимических реакций.

 

5. К липидов принадлежит:

А) гликоген;

В) глицин;

Б) целлюлоза;

Г) холестерол.

 

6. Хитин - это:

A) животный жир;

Б) компонент клеточной стенки растений;

B) животный белок;

Г) компонент клеточной стенки грибов.

 

7. В клетках эукариот хромосомы содержатся в:

А) цитоплазме;

В) митохондриях;

Б) ядре;

Г) пластидах.

 

8. К состав цитоскелета входят:

А) рибосомы;

В) митохондрии;

Б) включения;

Г) микротрубочки.

 

9. Который процесс изображен на рисунке?

A) Транскрипция;

Б) трансляция;

B) репликация;

Г) расщепления.

 

10. Органелою движения клетки являются:

A) митохондрия;

Б) хлоропласт;

B) мікротрубочка;

Г) жгутик.

 

11. Укажите, какая из перечисленных клеток имеет звездообразную форму.

A) Мышечная клетка;

Б) нервная клетка;

B) сперматозоид;

Г) лейкоцит.

 

12. Которому процесса жизненного цикла соответствует представленный рисунок?

A) Интерфаза;

Б) метафаза;

B) цитокінез;

Г) профаза.

 

13. В процессе фотосинтеза кислород образуется:

A) в световой фазе;

Б) в темновій фазе;

B) и в световом, и в темновій фазах;

Г) не образуется.

 

14. Определенную степень автономии в клетке присущ:

A) лізосомам;

Б) митохондриям;

B) комплекса Голги;

Г) рибосомам.

 

15. Капсид - это:

A) белковая оболочка вируса;

Б) форма бактерии;

B) фермент;

Г) орган движения бактерии.

 

16. Укажите путь передачи вируса Спида.

A) Воздушно-капельный;

Б) через пищу;

B) во время переливания крови;

Г) через общую посуду.

 

17. Бактерии, имеющие форму палочки, - это:

А) кокки;

В) бациллы;

Б) вибрионы;

Г) спирохеты.

 

18. Микориза - это:

A) симбиоз гриба и водоросли;

Б) заболевания растений;

B) симбиоз корней цветочной растения и гриба;

Г) способ размножения лишайников.

 

19. В простейших пищеварительную функцию выполняют:

А) аппарат Голги;

В) рибосомы;

Б) митохондрии;

Г) лизосомы.

 

20. В морях на большой глубине распространенные водоросли:

А) зеленые;

В) красные;

Б) бури;

Г) диатомовые.

 

21. Тепло, свет, вода вместе взятые составляют:

A) среда обитания растений;

Б) источник питания растений;

B) благоприятные условия жизни растений;

Г) абиотические факторы среды.

 

22. Совокупность видов растений данной территории, сложившаяся исторически, - это:

А) растительность;

В) группировки;

Б) биогеоценоз;

Г) флора.

 

23. Одна из важных адаптаций растения на суше - это:

A) наличие хлорофилла;

Б) багатоклітинність;

B) наличие цветков;

Г) способность к фотосинтезу.

 

24. Отметьте растение, имеет видоизменения побегов.

 

25. Пыльца сосны легко разносится на большие расстояния, поэтому что:

A) его переносят насекомые;

Б) он имеет воздушные мешки;

B) имеет пучки волосков;

Г) образуется на верхушках деревьев.

 

26. Листья в плаунообразные:

A) крупные, имеют черешок;

Б) не образуются;

B) никогда не бывают зелеными;

Г) мелкие, на стебле расположены спирально.

 

27. У кукушкиного льна коробочка на ножке содержит:

A) споры;

Б) спорофит;

B) гаметофіт;

Г) листки.

 

28. Для папоротникообразных является характерным:

A) цветение;

Б) размножение спорами;

B) образование семян;

Г) проживание в водоемах.

 

29. Ткань, что обеспечивает рост корня в длину, - это:

A) верхушечная меристема;

Б) камбий;

B) вставная меристема;

Г) травматическая меристема.

 

30. Прочитайте текст. Выберите вариант ответа, что содержит пропущенные слова.

Органы дыхание рыб - (1) - расположены на (2). Снаружи каждой жаберной дуги размещены по два ряда (3) красного цвета. В них разветвляются (4) и (5).

A) 1 - жаберные дуги; 2 - газообмене; 3 - жабр; 4 - жаберные лепестки; 5 - капилляры.

Б) 1 - жабры; 2 - жаберных дугах; 3 - жаберных лепестков; 4 - капилляры; 5 - газообмен.

B) 1 - жабры; 2 - жаберных лепестках; 3 - капилляры; 4 - газообмен; 5 - жаберные дуги.

Г) 1 - газообмен; 2 - жаберных лепестках; 3 - жаберных дуг; 4 - жабры; 5 - капилляры.

 

31. Укажите признак приспособленности взрослой лягушки к жизни в водной среде.

A) Конечности с пальцами;

Б) дышит жабрами;

B) дышит легкими;

Г) перепонка между пальцами задних конечностей.

 

32. Кожа пресмыкающихся:

A) влажная, покрыта роговыми чешуйками;

Б) сухая, покрыта костными чешуйками;

B) сухая, покрыта роговыми чешуйками;

Г) влажная, покрыта костными чешуйками.

 

33. Газообмен У птиц происходит:

A) во время вдоха;

Б) во время выдоха;

B) во время вдоха и выдоха;

Г) не происходит.

 

34. У млекопитающих конечности размещены:

A) по бокам туловища;

Б) под туловищем;

B) у разных видов по-разному;

Г) нет конечностей.

 

35. Проходной рыбой являются:

A) латимерия;

Б) атлантический осетр;

B) карп;

Г) хвостокол.

 

36. Содержание лейкоцитов в 1 мм3 крови составляет:

A) около 5 млн.;

Б) 200-300тыс.;

B) 5-7 тыс.;

Г) 40-50 тыс.

 

37. Недостаток гормона роста вызывает:

A) гигантизм;

Б) акромегалию;

B) карликовость;

Г) мікседему.

 

38. Укажите, какой цифрой на рисунке обозначен мозжечок.

A) 1;

Б) 2;

B) 3;

Г) 5.

 

39. Зигота образуется в процессе:

A) митоза;

Б) мейоза;

B) оплодотворение;

Г) онтогенеза.

 

40. Укажите особь, гомозиготной по рецессивным аллелями генов.

А) ааbb;

Б) ААВВ;

В) ААbb;

Г) АаВb.

 

41. Укажите количество половых хромосом в кариотипе мужчины.

А) Одна;

Б) три;

В) две;

Г) нет хромосом.

 

42. Кохінурові норки могут быть получены при скрещивании белых норок с темными. На звірофермі при скрещивании кохінурових норок между собой получили потомство: 76 белых, 168 кохінурових, 73 темных. Гетерозиготными среди них есть:

A) все норки;

Б) гетерозиготные темные норки;

B) гетерозиготные белые норки;

Г) гетерозиготные кохінурові норки.

 

43. Газообразная оболочка Земли - это:

А) атмосфера;

В) тропосфера;

Б) литосфера;

Г) стратосфера.

 

44. Совокупность взаимодействий организмов с условиями окружающей среды - это:

А) экологическая система;

В) природная территория;

Б) ландшафт;

Г) адаптация.

 

45. Основоположником учения о центрах происхождения культурных растений являются:

А) Г. Мендель;

В) М. И. Вавилов;

Б) Т. Морган;

Г) С. Г. Навашин.

 

46. Единицей эволюционного процесса является:

А) особь;

В) популяция;

Б) вид;

Г) биоценоз.

 

47. Приспособления к дневному и ночному образу жизни возникли у животных в связи с изменением:

A) освещение;

Б) температуры воздуха;

B) влажности;

Г) атмосферного давления.

 

48. Укажите определение, соответствующее понятию «памятник природы».

A) Бережется природная территория, созданная для охраны отдельных видов или других природных компонентов, где деятельность человека ограничена;

Б) хранимая природная территория, созданная для охраны отдельных выдающихся природных образований: колонии животных, векового дерева, водопада и т.п.;

B) бережется природная территория, созданная для общения человека с природой;

Г) особенно бережется территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов нетронутыми.

 

49. К подтипу Позвоночные относятся хладнокровные животные класса:

A) Млекопитающие;

Б) Птицы;

B) Земноводные;

Г) Гідроїдні.

 

50. Экологическая ниша - это:

A) все, что окружает организмы;

Б) место проживания конкретного животного;

B) место проживания особей данного вида;

Г) место проживания конкретного растения.

 

Задания предусматривают 51-56 установление соответствия. К каждой строке, обозначенного БУКВОЙ, подберите элемент, обозначенный ЦИФРОЙ, и впишите его в таблицу. Затем последовательность цифр перенесите в бланк.

 

51. Установите соответствие между группами в экологической системе пресной водоемы и организмами.

A) Продуценты; 1. Бактерии;

Б) консументи 1-го порядка; 2. Мальки рыб, жуки-плавунцы;

B) консументи 2-го порядка; 3. пресноводные рыбы;

Г) редуценти. 4. мелкие рачки: дафнии, циклопы;

5. зеленые водоросли, ниткуваті водоросли

 

52. Установите соответствие между типами плодов, изображенных на рисунке, и их названиями.

А) Зерновка;

Б) семянка;

В) ягода;

Г) костянка.

 

53. Установите соответствие между типами взаимоотношений организмов и приведенными примерами.

A) Мутуализм;

Б) паразитизм;

B) коменсалізм.

1. Сосуществование клеток зеленых водорослей и гифов грибов в теле лишайника;

2. на стволах деревьев поселяются орхидеи, которые не причиняют им вреда;

3. волки ловят, умерщвляют оленей и питаются ими;

4. на стволах деревьев поселяются грибы-трутовики.

 

54. Установите соответствие между Категориями органов и приведенными примерами.

A) Рудиментарные; 1. Наличие аппендикса у человека;

Б) гомологичні; 2. колючки кактуса и колючки терна;

B) аналогичные. 3. рождения у человека волосатой ребенка;

4. корневище пырея и клубень картофеля.

 

55. Установите соответствие между экологическими группами и названиями растений, к ним относятся

A) Ксерофіти; 1. Полынь полевая;

Б) мезофіти; 2. береза бородавчатая;

B) гігрофіти. 3. сальвиния плавающая;

4. хлорелла.

 

56. Установите соответствие между названиями процессов и их описаниями.

A) Трансляция;

Б) световая фаза

фотосинтеза;

B) энергетический обмен.

1. Совокупность реакций расщепление сложных веществ с выделением энергии;

2. синтез органических веществ;

3. реакции фотосинтеза, происходящих на мембранах тилакоїдів при наличии света;

4. процесс преобразование последовательности нуклеотидов в молекуле и-РНК в последовательность аминокислотных остатков белка.

 

В задачах 57-58 расположите варианты действий (событий) в правильной последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены действия, в таблицу в тесте. Первое действие должно соответствовать цифре 1 в таблице, второе - цифре 2 и т. д. Затем последовательность букв перенесите в бланк ответов. В отведенные ячейки бланка вписывайте только большие печатные буквы.

 

57. Определите последовательность стадий двойного оплодотворения цветочных растений.

A) Пыльцевая трубка достигает семяпочки;

Б) один спермий сливается с яйцеклеткой образуется зародыш;

B) пилкове зерно попадает на приймочку пестика;

Г) второй спермий сливается с центральной клеткой - образуется эндосперм;

Д) спермии проникают до зародышевого мешка.

 

58. Определите последовательность этапов возникновения жизни согласно гипотезе Опарина - Холдейна.

A) Коацерватні капли превращаются в «доклітинні» живые организмы, от которых происходят прокариоты;

Б) в результате вулканической активности в воды океана попадают химические соединения;

B) образуются органические вещества: нуклеотиды, аминокислоты, пептиды, моносахариды и др.;

Г) первичная атмосфера состоит из углекислого газа, метана, аммиака, водяного пара, сероводорода;

Д) образуются скопления - коацерватні капли.

 

В задачах 59-60 запишите ответ и перенесите его в бланк ответов.

 

59. Один из цепей ДНК имеет относительную молекулярную массу 68 310. Определите количество аминокислот - мономеров белка, закодированного этим цепью ДНК. Относительная молекулярная масса нуклеотида 345.

Ответ: _____________________________________

 

60. Черная масть у коров доминирует над рыжей, а білолобість - над сплошным окрасом головы. В течение нескольких лет скрещивали рыжих белолобых коров с черным чорноголовим бугаем. Получили: черных белолобых телят - 160, черных черноголовых - 154, рыжих белолобых - 158. Определите вероятную количество рыжих рудоголових телят.

Ответ:_________________________________

 

Внимание! Ответы вписывайте четко, согласно инструкции к каждой формы заданий.

Если Вы записали ответ неправильно, можно исправить ее в соответствующем месте, расположенном внизу бланка.

 

В задачах 1-50 выберите ОДИН правильный ответ и отметьте его так: [х]

 

В задачах 51-56 к таблице вписывайте только ЦИФРЫ.

 

В задачах 57-58 в отведенные ячейки бланка вписывайте только БОЛЬШИЕ ПЕЧАТНЫЕ буквы.

 

В задачах 59-60 ответ записывайте в строчку.

 

Чтобы исправить ответ, запишите номер задания и правильный ответ.