Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология. Комплексный справочник - подготовка к ЗНО и ДПА

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

 

ВАРИАНТ С

 

Задания 1-50 имеют по четыре варианты ответов, из которых только ОДНА ПРАВИЛЬНАЯ. Выберите правильный ответ и отметьте его в бланке ответов.

 

1. Отметьте науку, объектом которой является молекулярный уровень организации живого:

А) биохимия;

В) гистология;

Б) цитология;

Г) эмбриология.

 

2. Отметьте последовательность азотистых оснований іРНК, которая образуется из молекулы ДНК в процессе транскрипции такого строения - АІДЦ ATT ТТТ ЦЦГ ГЦГ:

А) ТГГ ТАА ААГ ГГТ ЦГТ;

В) УГГ УАА ААА ГГЦ ЦГЦ;

Б) ТГГ ТАА ААА ГГЦ ЦГЦ;

Г) УГГ УАА ААА ГГГ ГЦГ.

 

3. Отметьте функции тРНК:

A) входит в состав рибосомы;

Б) активирует аминокислоты и переносит к месту синтеза белка;

B) участвует в транскрипции;

Г) содержит информацию о строении белка.

 

4. Отметьте количество аминокислот, образующихся в результате трансляции на основе фрагмента іРНК - УУУ АГГ ЦАЦ ЦУЦ ГУА:

А) 3;

В) 5;

Б) 4;

Г) 7.

 

5. Отметьте белок, переносящий кислород в крови:

А) фибрин;

В) кератин;

Б) гемоглобин;

Г) тромбин.

 

6. Отметьте химические связи, которые принимают участие в стабилизации вторичной структуры белка:

А) водородные;

В) ионные;

Б) дисульфидные;

Г) пептидные.

 

7. Отметьте, кто ввел термин «клетка»:

А) А. Левенгук;

В) М. Шлейден;

Б) Т. Шван;

Г) Г. Гук.

 

8. Отметьте двомембранні органеллы клетки животных:

А) митохондрии;

В) рибосомы;

Б) эндоплазматическая сеть;

Г) вакуоли.

 

9. Отметьте клетки позвоночных, которые имеют наибольшие размеры:

А) мышечные;

В) лейкоциты;

Б) нервные;

Г) остеоцити.

 

10. Отметьте, каким путем транспортируются макромолекулы из клетки:

А) пассивного транспорта;

В) эндоцитозу;

Б) облегченной диффузии;

Г) экзоцитоза.

 

11. Обозначьте функцию клеточного центра:

A) образование микротрубочек;

Б) синтез АТФ;

B) синтез ДНК;

Г) расщепление белков.

 

12. Обозначьте процесс поступления молекул органических веществ в клетку:

А) екзоцитоз;

В) плазмоліз;

Б) фагоцитоз; ,

Г) деплазмоліз.

 

13. Отметьте выросты внутренней мембраны митохондрий:

А) ламели;

В) грани;

Б) кристи;

Г) тилакоїди.

 

14. Отметьте органеллы, где синтезируется АТФ:

А) рибосомы;

В) митохондрии;

Б) лизосомы;

Г) комплекс Голги.

 

15. Отметьте органические вещества, которые НЕ входят в состав вируса:

А) АТФ;

В) РНК;

Б) ДНК;

Г) белки.

 

16. Отметьте, какая болезнь вызывается бактериями:

А) дифтерия;

В) гепатит;

Б) СПИД;

Г) гриппом.

 

17. Отметьте бактерии-паразиты:

А) сенная палочка;

В) почвенные бактерии;

Б) бактерии гниения;

Г) стафилококки.

 

18. Отметьте репродуктивный орган цветочной растения:

А) корень;

В) плод;

Б) стебель;

Г) листок.

 

19. Отметьте, где находится клеточный сок растений:

А) в вакуолях;

В) в цитоплазме;

Б) в хлоропластах;

Г) в лейкопластах.

 

20. Обозначьте органы прикрепления у мхов:

А) корневище;

В) корень;

Б) ризоїди;

Г) корневище и ризоїди.

 

21. Отметьте грибы, которые размножаются почкованием:

А) пеніцил;

В) шампиньоны;

Б) мукор;

Г) дрожжи.

 

22. Отметьте ядовитый шапковий гриб:

А) белый гриб;

В) ложный опенок;

Б) сыроежка;

Г) грузд.

 

23. Отметьте бурую водоросль:

А) ламинария;

В) улотрикс;

Б) спирогира;

Г) хлорелла.

 

24. Отметьте насекомых, у которых нет крыльев:

А) оводы;

В) блохи;

Б) всадники;

Г) комары.

 

25. Отметьте кровеносную систему земноводных:

A) двухкамерное сердце, один круг кровообращения;

Б) трехкамерное сердце, в желудочке неполная перепонка, два круга кровообращения;

B) трехкамерное сердце, в желудочке кровь смешанная, два круга кровообращения;

Г) четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

 

26. Отметьте, кто из животных является гермафродитом:

A) медузы;

Б) дождевой червь;

B) дафнии;

Г) мурашки.

 

27. Отметьте, чем характеризуется всисна система корней:

A) происходит рост клеток;

Б) проходит деление клеток;

B) наличие боковых корней, ведущих сосудов;

Г) наличие корневых волосков с ядром.

 

28. Отметьте видоизмененные побеги:

А) корневище;

В) плоды;

Б) корнеплоды;

Г) корневые клубни.

 

29. Отметьте отдел растений, у которого гаметофіт доминирует над спорофітом:

А) голосеменные;

В) мохообразные;

Б) папоротникообразные;

Г) водоросли.

 

30. Отметьте растение, которое относится к классу однодольных:

А) пшеница;

В) фасоль;

Б) сурепка;

Г) морковь.

 

31. Отметьте, в каких животных есть орган боковой линии:

А) у рыб;

В) у пресмыкающихся;

Б) у насекомых;

Г) в першозвірів.

 

32. Отметьте рыбу, которая имеет легочное дыхание:

А)латимерия;

В)акула;

Б) скат;

Г) протоптер.

 

33. Отметьте хладнокровную животное, которое имеет четырехкамерное сердце:

А) черепаха;

В) крокодил;

Б) полоз;

Г) саламандра.

 

34. Отметьте класс позвоночных животных, в которых дифференцированные зубы:

А) земноводные;

В) птицы;

Б) пресмыкающиеся;

Г) млекопитающие.

 

35. Отметьте трубчатые кости:

А) ребра, грудина;

В) лопатки, теменные;

Б) плечевая, бедренная;

Г) височная, теменная.

 

36. Отметьте соединительнотканную навколосерцеву сумку:

А) эпикард;

В)ендокард;

Б) перикард;

Г) миокард.

 

37. Отметьте, чем характеризуется пассивный искусственный иммунитет:

A) наличием готовых антител к некоторым болезням;

Б) образованием антител после перенесенного заболевания;

B) введением лечебной сыворотки с готовыми антителами;

Г) прививкой убитых или ослабленных возбудителей болезни.

 

38. Отметьте, где начинают расщепляться углеводы в организме человека:

A) в ротовой полости;

Б) в желудке;

B) в двенадцатиперстной кишке;

Г) в толстой кишке.

 

39. Отметьте, какие белки расщепляются в клетках человека при диссимиляции:

A) синтезированы в организме человека;

Б) растительные;

B) животные;

Г) растительные и животные.

 

40. Отметьте, при недостатке какого витамина возникает цинга:

А) витамина А;

В) витамина С;

Б) витамина В;

Г) витамина Д.

 

41. Отметьте автора гипотезы чистоты гамет:

А) Т. Морган;

В) Гуго де Фриз;

Б) Г. Мендель;

Г) М. И. Вавилов.

 

42. Отметьте сцепленные с полом признаки человека:

А) дальтонизм;

В) группа крови;

Б) полидактилія;

Г) цвет волос.

 

43. Гетерозиготная мать имеет группу крови А (II), отец - О (И). Отметьте, какие группы крови возможны у их потомков:

A) дети будут иметь только И группу крови;

Б) дети будут иметь только II группу крови;

B) дети будут иметь i или II группу крови;

Г) дети будут иметь III группу крови.

 

44. Отметьте реакцию организмов на сезонные изменения длины светового дня:

А) мутуализм;

В) фотоперіодизм;

Б) симбиоз;

Г) паразитизм.

 

45. Отметьте, какую пару организмов можно отнести к системе паразит-хозяин:

A) шапковий гриб и дерево;

Б) клубеньковые бактерии и бобовые растения;

B) водоросли и коралловые полипы;

Г) деревья и трутові грибы.

 

46. Отметьте животное, которое впадает в анабиоз:

A) медведь;

Б) еж;

B) лягушка;

Г) гидра.

 

47. Отметьте совокупность водорослей в толще воды:

A) нектон;

Б) фитопланктон;

B) зоопланктон;

Г) бентос.

 

48. Отметьте организмы-деструкторы:

A) бактерии гниения;

Б) кузнечики;

B) лягушки;

Г) травянистые растения.

 

49. Отметьте, какую функцию НЕ выполняет живое вещество:

A) газовую;

Б) биохимическую;

B) биофизическую;

Г) концентрационная.

 

50. Отметьте рудиментарную проявления человека:

A) чрезмерная волосатость тела;

Б) багатососковість;

B) черевоподібний отросток слепой кишки;

Г) наличие хвоста.

 

В задачах предусматривают 51-56 установление соответствия. К каждой строке, обозначенного БУКВОЙ, подберите элемент, обозначенный ЦИФРОЙ, и впишите его в таблицу. Затем последовательность цифр перенесите в бланк.

 

51. Установите соответствие между описанием критериев вида и их названием:

A) сходство процессов жизнедеятельности; 1. биохимический;

Б) особенности распространения вида; 2. морфологический;

B) сходство строения особей одного вида; 3. экологический;

Г) сходство биохимического состава; 4. физиологический;

Д) сходство кариотипа. 5. географический;

6. генетический.

 

52. Установите соответствие между описанием функций крови и их названием:

A) защищает Организм от возбудителей заболеваний;

Б) увеличивает расходы тепла при перегреве и уменьшает при переохлаждении;

B) поддерживает относительно постоянное внутреннюю среду организма;

Г) приносит питательные вещества и кислород и уносит продукты жизнедеятельности.

1. терморегуляторная;

2. гомеостатическая;

3. защитная;

4. гуморальная;

5. транспортная.

 

53. Установите соответствие между закономерностями генетики и их авторами:

A) закон гомологических рядов наследственной изменчивости; 1. Томас Хант Морган;

Б) закон сцепленного наследования; 2. Гуго де Фриз;

B) закон независимого наследования. 3. М. И. Вавилов;

4. Г. Мендель.

 

54. Установите соответствие между агентами перекрестного опыления и его названием:

A) перенос пыльцы животными; 1. гідрофілія;

Б) перенос пыльцы ветром; 2. ентомофілія;

B) опыление с помощью воды. 3. анемофілія;

4. зоофилия.

 

55. Для изображенного животного установите соответствие между таксономи ческими категориями и наведет ними названиями:

A) тип; 1. Хордовые;

Б) класс; 2. Членистоногие;

B) ряд. 3. Земноводные;

4. Костные рыбы;

5. Хрящевые рыбы;

6. Скаты;

7. Акулы;

8. Морской кот.

 

56. Установите соответствие между животными-возбудителями заболевания и путями их зараженния:

1. через укус клеща;

2. при употреблении в пищу недостаточно проваренной говядины;

3. при потреблении сырой или недостаточно прожаренной рыбы;

4. при употреблении загрязненной воды или пищи.

A) аскарида;

Б) кошачий сосальщики;

B) бычий цепень.

 

В задачах 57-58 расположите варианты действий (событий) в правильной последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены действия, в таблицу в тесте. Первое действие должно соответствовать цифре 1 в таблице, второе - цифре 2 и т. д. Затем последовательность букв перенесите в бланк ответов. В отведенные ячейки бланка вписывайте ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ.

 

57. Определите последовательность событий в процессе эволюции растений:

A) возникновение многоклеточных растений;

Б) появление процесса фотосинтеза;

B) дифференциация тканей, органов растений;

Г) господство семенных папоротников;

Д) образование цветка и плодов у цветковых растений.

 

58. Определите последовательность составных частей пищеварительного тракта человека:

A) пищевод;

Б) кишечник;

B) ротовая полость;

Г) желудок;

Д) глотка.

 

В задачах 59-60 запишите ответ и перенесите его в бланк ответов.

 

59. Установлено, что ІРНК имеет 30 % аденина, 18 % гуаніну и 20 % урацила. Определите долю (в %) тимина в соответствующем фрагменте дволанцюгової ДНК.

Ответ:_________________________________

 

60. Плоды томатов бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках хозяйства высажена рассада томатов, выращенная из гибридных семян. 31 750 кустов этой рассады дали плоды грушевидной формы, а 95 250 кустов - круглые плоды. Сколько среди них гетерозиготных кустов?

Ответ:_________________________________

 

Внимание! Ответы вписывайте четко, согласно инструкции к каждой формы заданий.

Если Вы записали ответ неправильно, можно исправить ее в соответствующем месте, расположенном внизу бланка.

 

В задачах 1-50 выберите ОДИН правильный ответ и отметьте его так: [x]

 

В задачах 51-56 к таблице вписывайте только ЦИФРЫ.

 

В задачах 57-58 в отведенные ячейки бланка вписывайте только БОЛЬШИЕ ПЕЧАТНЫЕ буквы.

 

В задачах 59-60 ответ записывайте в строчку.

 

Чтобы исправить ответ, запишите номер задания и правильный ответ.