География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политическая география и геополитика

ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЯ

Часть И

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ТЕМА 7

ПОЛИТИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

Региональное ПГП - картографическое положение страны относительно системы стран и региональных организаций историко-географического региона (или смежных историко-географических регионов), где расположена страна.

Как известно, для изучения экономической и политической географии мира выделяют более-менее однородные историко-географические регионы.

 

Крупнейшими регионами есть части мира. В пределах частей мира выделяют меньшие регионы, которые имеют определенную географическую единство и общность исторической судьбы. Так, в Европе традиционно выделяют Западную, Центральную и Восточную Европу. Страны Западной Европы в послевоенные годы сформировались в устойчивую политическую единство. Центральная и Восточная Европа ныне - группа постсоциалистических стран с переходной экономикой, которая охватывает бывшие социалистические страны Европы и молодые независимые государства были республиками в составе СССР.

Азию разделяют на Северную (Сибирь и Дальний Восток), Восточную, Юго-Восточную, Южную, Юго-Западную (или Средний Восток) и Центральную. Территории Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии давно сложились, и каждая охватывает страны, которые тяготеют к соответствующих географических регионов Азии. В Северной Азии принадлежит азиатская часть России. К Восточной Азии относятся территории Японии, КНДР, Республики Корея, Китая, Монголии, хотя с точки зрения физической географии и истории Монголия и Западный Китай - это Центральная Азия. Ныне в Центральной Азии входят также Казахстан, Узбекистан, Киргизская Республика, Таджикистан и Туркменистан.

К этому надо добавить как отдельный историко-географический регион Океанию.

Следует учитывать, что существует две принципиально отличные ситуации регионального ПГП стран:

а) морских или приморских;

б) континентальных или с ограниченным выходом к морю.

Различия эти можно объяснить, исходя из теоретических построений некоторых геополитических концепций. Но можно ограничиться более простым способом: определить, какие международные транспортные направления (коридоры) в страны преобладают: морские или континентальные. По этой схеме к "морсько-приморский" типа т.п. можно отнести, например, Великобританию, Францию, Японию, США, Канаду, Австралию и т.д.; а до "континентального" - Россию, Германию, Польшу, Украину, Казахстан, Узбекистан и т.д.

Далее в оценке геопространственного положения должны определить систему соседства стран в регионе и в этой системе обнаружить соседей И порядке, которые непосредственно граничат с данной страной или ее исключительной экономической зоной, II порядка - для контакта с которыми следует преодолеть определенный транзитный пространство и т.д. Затем следует определить положение страны на основных геопространственных осям региона и уровень центральности или периферийности положения страны относительно основных зон экономической активности региона и мира.

Приведем примеры оценки ПГП "приморской" страны и страны, что расположена в глубине континента.

Япония. Это морская страна, для которой побережья - и фасад, и мастерская, и начало дорог через океан во все концы мира. Ближайшие соседи страны (И порядка) граничат с ней или морскими границами, или исключительными экономическими зонами. Это Россия, Китай, обе Кореи и Тайвань. При коммуникациях с другими странами приходится преодолевать значительное транзитное пространство океаном или суходольными путями Евразии. Соседи II порядка находятся в Восточной и Юго-Восточной Азии. В радиусе 5 тыс. км морские дороги достигают стран Юго-Восточной Азии и прилегающей части Океании (Марианские о-ва, Микронезия, Палау и т.д.), сухопутные пути ведут от Дальневосточного морского побережья в глубь Сибири (Россия) и Китая (историческим "Шелковым путем"). Соседями "дальнего зарубежья" для Японии являются страны, с которыми она контактирует как один из полюсов мировой "триады". Морские и воздушные дороги в северной части Тихого океана соединяют ее с США и Канадой, на юге - с Австралией, Европы можно добраться, или удлинив пути от Юго-Восточной Азии, или через Россию ("транссиб" авиатрассы через полярные широты), или через Китай и Центральную Азию.

 

Казахстан является континентальной страной в центральной части Евразии. И хотя находится она в центре континента, исторически всегда находилась в периферийном положении относительно центров цивилизации и в Европе, и на востоке Азии (Китай, Япония) и на юге (Ближний и Средний Восток, Индия). Нынешние соседи независимого Казахстана - Россия, Китай, страны Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан), через Каспийское море возможны прямые контакты с Азербайджаном и Ираном. При выходе на другие регионы мирового рынка непременно приходится преодолевать транзитное пространство, которым является территория соседей. В первые годы независимости ситуация с транспортно-географическим положением была острее, поскольку все имеющиеся коммуникации Центральной Азии с внешним миром шли только через Россию. На рубеже тысячелетий страны региона начали осваивать транспортные коридоры через Китай, Иран, страны Закавказья. Появились новые варианты железнодорожного, автомобильного, авиационного сообщения и транспортировки нефти и газа, которое ранее было детерминированное возможностями трубопроводного транспорта России.

Украина. Региональное ПГП Украины имеет черты как континентальной, так и приморской страны. О преимуществах глобального ПГП государства мы уже говорили. Украина расположена в центральной части Европы (географический центр Европы находится на территории Украины - в Закарпатье под Раховом) и всегда находилась если не в центре европейских исторических событий, то под их постоянным непосредственным влиянием еще со времен Киевской Руси. Анализ транспортно-географического положения дает основания для вывода о стратегически важное картографическое положение территории Украины в регионе, поскольку она имеет потенциально высокий уровень транзитности в центральной части Евразии.

 

Анализ графа сети соседских геопространственных связей Украины свидетельствует, что она как раз покрывает центральную часть континента на стыке Европы и Азии. Обратим внимание на следующее:

1. Важнейшая геополитическая ось Евразии пролегает по линии Россия - Черное море - Турция; именно через эти территории проходит граница между Европой и Азией. Для Украины - это граница по Азовском и Черном морях и Керченском проливе.

 

2. Другая важная геополитическая ось проходит по линии Польша - Украина - Турция. Это так называемая Балто-Понтийская ось, которую непременно должен пересекать львиная доля транспортных коридоров, связывающих Северную и Центральную Азию и Западную Европу. Самое узкое место между побережьями Балтийского и Черного морей - прямая между устьями Немана и Дуная. Напомним, что эта меридиональная геополитическая ось была историческим направлением пути "из варяг в греки", который шел к Черному морю по Днепру, а выше Киева имел выходы на Вислу, Неман, Даугаву или Волхов. Коммуникации этим путем в свое время сыграли чрезвычайно большую роль в становлении культуры и хозяйства Украины - Руси.

3. Основные векторы современных геопространственных связей Украины имеют гексагональный рисунок. Важнейшие направления: а) Польша - страны ЕС Средней Европы; б) Беларусь - страны Балтии; в) Россия - страны Центральной Азии и Дальнего Востока; г) Грузия - другие страны Закавказья и Центральной Азии; г) Турция - страны Восточного Средиземноморья; д) балканские страны.

4. Украина имеет один из самых высоких в Евразии показателей центральности - если взять все множество стран региона, то только Россия и Китай имеют более соседей. По количеству соседей И порядке (если учитывать соседство с Турцией, Грузией и Болгарией через Черное море) она в одном ряду с ФРГ, Турцией и Саудовской Аравией. Особенно ценны и желательны для государства добрососедские отношения с Польшей (выход на ЕС), Россией (пути в Азию, важные рынки сырья и сбыта) и Турцией (выход через Босфор и Дарданеллы в Мировой океан).

Соседское ПГП - это картографическое положение территории государства (в том числе отдельных ее регионов) и ее границ в отношении контактов с соседними государствами. При этом у государства с каждым отдельным соседом складывается своя система внешнеполитических, внешнеэкономических и др. отношений, имеет свою историю противостояний и партнерства, недоразумений и взаимодействия. Границы в зависимости от диалектики отношений могут выполнять то барьерные, то контактные функции, а в множестве схем приграничного взаимодействия можно найти все варианты ситуаций по Дж. Гаузом. Поэтому в данном случае мы не будем анализировать конкретные примеры, а ограничимся лишь некоторыми общими соображениями.

Ситуации соседского ПГП могут быть постоянными и динамическими.

Как правило, постоянными являются ситуации с состоянием границы, поскольку они вытекают из принципа нерушимости границ государства. В наше время линия границ может измениться в результате или политического катаклизма в регионе, или переговорного процесса между государствами. Наибольшим постоянством отличаются линии границ по горным хребтам, которые являются четкими пограничными рубежами.

Малодинамічними возникают ситуации, связанные с реализацией устоявшихся схем использования природных ресурсов соседнего государства (минерального сырья, топлива, лесных, водных и др.), если от их довоз зависит экономика государства - партнера. Переориентация таких связей требует времени и огромных затрат капитала, а иногда технологический разрыв просто невозможен (например, реки или каналы с международным транспортным транзитом, совместные ирригационные системы, поделенные пополам границей населенные пункты и т.д.). Соответственно такими же малодинамічними есть изменения в имеющихся направлениях международных транспортных коридоров.

Динамические изменения соседского ПГП могут произойти вследствие (мин во внутриполитической жизни той или иной страны. Революционные события или межэтнические или межконфессиональные конфликты у соседей могут резко повлиять на ситуацию на границе, и граница станет "закрытым". В такой же ситуации может привести эпидемическая или экологическая обстановка. Но с нормализацией обстановки и восстановлением дружественных добрососедских отношений на границе, а значит и в соседском ПГП государств, контактные функции снова становятся преобладающими.

Приведем примеры отрицательных и положительных изменений соседского ПГП.

Самопровозглашенная Приднестровская республика, которая находится на территории суверенной Молдовы, проводит активную политику сепаратизма. Ее попытки построения самодостаточного хозяйства на территории с ограниченной ресурсной базой способствовали расцвету контрабанды в таких масштабах, что это вызвало беспокойство в государствах Европы.

Когда же к работе по наведению порядка на границе взялись таможенники Украины и Молдовы в сотрудничестве с коллегами из Западной Европы, "возмущенные граждане" Приднестровья перекрыли движение на главной железнодорожной магистрали, которая соединяет Украину с Молдовой и Румынией и украинскими портами Рени и Измаил на Дунае. Украина понесла огромные потери в международных транспортных перевозках и внешней торговли.

Несколько десятилетий страны Центральной Европы отделяла от Западной Европы "железный занавес". После развала социалистического лагеря этот геополитический барьер упал. Народы Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, балканских государств смогли воспользоваться выгодами от усиления внешнеэкономических связей с развитыми экономиками государств Западной Европы, возвращение в культурное и информационное пространство, в котором они жили до Второй мировой войны. В конце концов, логика событий дала возможность этим странам стать членами ЕС и принять участие в евроатлантических процессах на принципах равноправного партнерства.