НОВАЯ ИСТОРИЯ
УКРАИНЫ
Украинские
земли в составе Российской и Австрийской империй
Общественно-политические
и национальный движения в Украине в XIX ст.
Общий кризис феодально-крепостнической
системы, политическая отсталость России, бесправие народа, влияние французской
революции, разочарование передовой части дворян в императоре Александре И -
все эти предпосылки привели к появлению тайных обществ, которые имели целью смену
существующего строя. Первое такое общество «Союз спасения» возникло в Петербурге в
1816 г.
В 1815-1816 гг. существовал кружок
передовых офицеров «Железные перстни» в Каменце-Подольском во главе с
Владимиром Раевским. В уставе кружка речь шла о борьбе за свободу. Его
участники носили железные кольца как знак принадлежности к этой организации. В 1822
г. в Украине было создано «Южное общество» во главе с командиром
Вятского полка, дислоцированного в г. Тульчине на Подолье, полковником Павлом
Пестелем. Оно насчитывало более 100 человек и управляли им три управы:
Тульчинская (Пестель), Каменская (Давыдов и Волконский), Васильковская
(Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин).
В 1821 г. сформировалось
«Малороссийское общество» во главе с полтавским помещиком Василием Лукашевичем.
Цель - установление независимости Украины. К этому обществу принадлежали
украинские дворяне С. Кочубей, И. Котляревский. Его ячейки существовали в
Киеве, Полтаве, Нежине, Чернигове. Малороссийское общество находилось в процессе
формирование и не разработало конкретной программы действий. Однако оно показало
активизацию национального движения в Украине и его связь с деятельностью
дворянских революционеров. В 1823 г. в Новоград-Волынском возникло Общество
объединенных славян во главе с офицерами братьями Борисовыми и польским
революционером Ю. Люблинским. В него входило более 50 офицеров. Программа
этого общества предусматривала освобождение всех славянских народов от
самодержавия, ликвидацию существующих между ними национальных противоречий, объединение
их в федеративный союз. В него должны были войти Россия, Польша, Молдавия, Сербия,
Хорватия, Венгрия.
Программным документом Южного
общества была «Русская правда», написанная Пестелем. Ею предусматривалась аграрная
реформа, в том числе за счет частичной конфискации помещичьих земель,
провозглашение республики, предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет,
свобода слова, печати, вероисповедания, свободного передвижения.
По «Конституции» лидера Северного
общества М. Муравьева Россия становилась федерацией, где отдельные области имели бы
значительные права в самоуправлении, но создавались не по этническому признаку. Украина
делилась на две области: Украинский - со столицей в Харькове и Черноморскую -
со столицей в Киеве.
Усиление крепостного гнета
повлекло рост крестьянского движения. За первую четверть XIX в. в Украине
произошло 103 выступления крепостных. Несколько восстаний прошло среди так называемых
военных поселенцев. Жизнь в военных поселениях было очень тяжелым. Все
жители поселений - мужчины и женщины - считались военными людьми и подчинялись
военным законам и офицерам.
Поселенцы работали на государство весь
неделю, потому что уроки, то есть рабочие дни, были такими значительными, что на это шел
вся неделя. Они строили дороги, мосты и казармы, занимались муштрой.
Всю жизнь поселенцев, в том числе
порядок в доме, регулировались отдельными инструкциями, каждая вещь должна была
находиться на определенном месте, что проверялось каждое утро. За каждое отклонение от
инструкции наказывали очень строго, чаще всего секли розгами. Бракосочетания также строго
регламентировалось, нередко осуществлялось с помощью жребия.
ЗАПОМНИ
Южное и Северное общества,
известные декабристы,
стремились ликвидировать абсолютную
монархию И крепостничество, демократизировать общество, осуществив за это
помощью военного восстания и переворота.
ЗАПОМНИ
Декабристы потерпели поражение, поскольку
не были поддержаны массами, не смогли хорошо организоваться, действовали нерешительно. Это
было первое организованное выступление против самодержавия и крепостничества, первая
попытка осуществить буржуазную революцию в Российской империи.
ЗАПОМНИ
Особенно острый характер имел
крестьянское движение на Подолье, который возглавил Устим Кармелюк (1787-1835). Вместе со
своим отрядом Кармелюк нападал на помещичьи имения, захватывали имущество и
раздавал его бедноте.
ЗАПОМНИ
В XIX в. оставалась нерешенной
проблема национального воссоединения украинского народа; правящими кругами
России и Австро-Венгрии проводилась политика денационализации. Национальное
угнетения сочеталось с политическим и социально-экономическим.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Очагами национального движения в
60-е годы становятся общины - самодеятельные, полулегальные общественно-политические
организации либерально-демократической интеллигенции. Первая - возникла в Киеве в
1859 г. В нее входили преимущественно студенты Киевского университета, которые стали
затем известными общественными деятелями и учеными: В. Б. Антонович, М. П.
Драгоманов, П. П. Чу - бинський, Т. Г Рыльский и другие. Позже общины возникли
в Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе.
В 1817 и 1818 г. восстали бугские казаки
в г. Вознесенске, которые требовали ликвидировать военные поселения и восстановить
казацкое войско. Восстания были жестоко подавлены, а 64 наиболее активных
участников приговорены к смертной казни.
Крупнейшим было восстание поселенцев
в Чугуеве летом 1819 г. Военные поселения просуществовали до 1857 г.
В 1829 г. началось восстание в
Шебелинській слободе на Харьковщине, когда крестьяне выступили против навязанного им
статус военных поселенцев. Властям удалось арестовать Кармелюка и выслать
его в Сибирь, но он 5 раз бежал и оттуда снова возвращался к вооруженной
борьбы, которая продолжалась 23 года. В начале XIX в. активизируется и деятельность
масонских организаций. В основе идеологии масонов лежали принципы всемирного
братства, усовершенствования общества, самосовершенствование людей. Отсюда оппозиционность
масонов к церкви, государственного строя Российской империи. В Украине первая
масонская организация возникла еще в 1742 г. в с. Вишневцях на Волыни, но больше
распространение масонство получило после заграничных походов русской армии во время
войны с Наполеоном. Масонские организации были тайными, со специальной
обрядностью. В 1817 г. в Харькове появляется масонская ложа «Умирающий сфинкс»,
в этом же году в Одессе - «Понт Эвксинский», через год в Полтаве «Любовь к
истины», а в Киеве «Ложа соединенных славян». Членами организаций были Кирилл и
Петр Разумовские (внуки гетмана К. Разумовского), помещики С. Кочубей, В.
Лукашевич, писатель И. Котляревский.
В 1822 г. царское правительство, опасаясь
оппозиционности масонства, издал указ о запрете всех тайных организаций,
прежде всего масонских лож.
В 1863 г. царский министр Валуев
публично провозгласил, что «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и
быть не может» и издал циркуляр, согласно которому строго запрещалось печатание
на украинском языке как книг духовного содержания, так и учебных пособий». Еще
более реакционным был Ємський акт Александра II, за которым запрещалось ввозить
из-за границы книги на украинском языке, печатать оригинальные произведения, например,
тексты к музыке, устраивать сценические представления и публичные чтения на украинском
языке.
Они не были достаточно организационно
оформленными, не имели программ или уставов. В них входили представители различных
течений: консервативной, либеральной, демократической. Они были также
многонациональными по составу (хотя преобладали украинцы) и разнообразными по
социальным состоянием. Главной своей задачей они считали просвещение и
внедрение культуры. За то, что члены общин выступали на защиту крестьян и
развитие образования на селе, шляхтичи прозвали их «парень - поманами», а сами они называли
себя українофілами. их идеологом был В. Антонович, который выступал за
ликвидацию царизма, крепостничества, установление демократической республики на основе
добровольного союза русских, украинцев, поляков. В Петербурге члены общины
группировались вокруг журнала «Основа» (Г. И. Костомаров, П. О. Кулеш). В нем
публиковались научные труды по истории Украины, этнографические материалы, произведения Т.
Г. Шевченко, Марко Вовчок, Л. И. Глебова.
Значительное влияние на развитие
украинского национального движения имели идеи и деятельность М. Драгоманова
(1841-1895). Концепция М. Драгоманова базировалась на двух принципах:
громадовского социализме (общая демократизация, уничтожение эксплуатации,
объединение трудящихся в низовые общества - общины; общественном федерализме
(всеслав'янське объединения национальных территорий, союзов общин). Это
предусматривало программу федерализации Российской и Австро-Венгерской империй,
обеспечило бы украинским землям автономные права.
Развитие промышленности, рост
количества рабочих, тяжелые условия труда и жизни обусловили активизацию
рабочего движения. В 1875 г. в Одессе на базе нескольких кружков возникает
«Южнорусский союз рабочих» во главе с е. Заславским. В него входило
около 60 членов и 200 чел. сочувствующих. Это была первая пролетарская организация
в Украине. Развертывание рабочего движения и кризис народничества создали
предпосылки для распространения марксизма. Первый социал-демократический кружок возник в
Киеве в 1889 г. В 90-е годы такие кружки вводят в Одессе, Екатеринославе,
Харькове, Херсоне, Полтаве. Эти кружки на то время были разрозненными и
маловлиятельными.