География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

 

ТЕМА 5. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

 

УРОК 23. КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ЗНАЧЕНИЕ КЛИМАТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема. Климатические ресурсы. Влияние погодно-климатических условий на здоровье и хозяйственную деятельность человека

Учебная цель: сформировать понятие «климатические ресурсы», дать им хозяйственную оценку; дать представление о климатическое районирование территории для различных потребностей населения; ознакомить с картой агрокліматично - го районирования; выяснить влияние погодно-климатических особенностей на здоровье людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас.

Опорные и базовые понятия: природные ресурсы, климатические ресурсы, агроклиматическое районирование.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Охарактеризуйте последние летний и осенний климатические сезоны, используя знания определенных климатических понятий полученные на предыдущих уроках. Объясните, почему происходили те или иные метеорологические явления. Или характерными были погоды летом? Наблюдались ли этими сезонами неблагоприятные погодные явления? Какие именно?

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Как виды деятельности человека зависят от определенных климатических условий территории?

• Назовите виды деятельности человека, которые невозможно вести без ежедневного учета погодных явлений.

• Почему некоторые люди очень внимательно наблюдают за прогнозами погоды?

• Каким образом хозяйственная деятельность человека может влиять на климат.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

В каждой более-менее развитой стране мира созданы метеорологические службы, а это «удовольствие» не из простых и дешевых. На современном этапе их основной задачей является не только создание прогнозов погоды, но и детальное изучение климата как условия и ресурса для развития быстро прогрессирующей деятельности человека.

 

V. Изучение нового материала

1. Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы.

- Энергетические:

• солнечная радиация отличается высокой экологической чистотой, может использоваться для преобразования в тепловую, электрическую с помощью фотоэлементов) энергию, для создания освещения биологических систем из растений (водорослей), которые накапливают органическую массу для дальнейшей переработки ее на метан; в Украине существуют условия для использования энергии Солнца на юге и в Крыму преимущественно в теплый период (апрель-октябрь);

• ветровая энергия - эффективность установок высшая зимой и в переходные периоды, когда возрастает циклоническая деятельность и скорость ветра; условием работы ветроустановок является скорость ветра более 3 м/с, поэтому возможности для их строительства есть в степной зоне, горных районах и на берегах крупных водоемов;

- сельскохозяйственные (агроклиматические) - температурный режим воздуха и почвы с запасами влаги; характеризуются средними месячными суммами температуры воздуха и атмосферных осадков за вегетационный период и суммами этих показателей в течение дня и ночи; на равнинной части Украины сумма температур меняется с 2400° (на севере) до 3600° (на юге);

- рекреационные - это комплекс показателей, отражающих влияние погодных условий (чистый воздух, с повышенными скоростями ветра и значениями влажности, своеобразный режим температуры и ее соотношение с температурой воды и почвы) на самочувствие человека, то есть степень благоприятности для проведения отдыха и лечения; в Украине благоприятные для рекреации берега морей, рек, водохранилищ, озер, Карпаты и Крымские горы, лесные массивы и тому подобное.

2. Прикладное климатическое районирование - выделение территорий с определенными климатическими признаками для хозяйственных нужд человека (сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д.):

• агроклиматическое - по сходству климатических ресурсов для нужд сельского хозяйства; сельскохозяйственная производительность самая высокая в центральной, северо-восточной частях, на Подолье, в Закарпатье;

• транспортное - для нужд транспорта (учет скорости и направления преобладающих ветров, продолжительность и интенсивность осадков и туманов, суточный и годовой ход температур, турбулентных потоков воздуха и т.п.);

• рекреационная - для определения зон организации различных направлений оздоровительно-лечебных мероприятий;

• строительный - определение зон с определенными показателями влажности, температур, ветров для выбора строительных материалов, этажности зданий, монтажно-кровельных работ и т.д.

3. Влияние погодно-климатических условий на здоровье человека

 

VI. Закрепление изученного материала

• Назовите виды деятельности человека, для которых климат Украины является очень благоприятным, условно благоприятным, неблагоприятным.

• Каким образом можно предотвратить или уменьшить последствия негативных погодных явлений для сельского хозяйства Украины?

• Приведите примеры деятельности человека в Украине, влияющих на климатические изменения.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Сделать опрос своих родственников, знакомых о влиянии погодных условий на их самочувствие.

3. Повторить из ранее изученных курсов понятие «река», «речная система», «речной бассейн», «приток», «режим реки», «питание реки», «половодье», «межень», «паводок».