Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (16.05.1817, с. Юрасовка Воронеж, губ. - 19.04.1885, СПб.) - укр. историк, этнограф, писатель, чл.-кор. Петербургской АН с 1876 г. Окончив Харьковский ун-т (1836), поступил на войск, службу, в следующем году оставил ее и вернулся в Харьков совершенствовать истор. образование. Ведущей идеей наук, студий К. стала мысль о необходимости написания подлинной истории укр. народа и его духовной жизни, что на то время значительно отличалась от взглядов рус. официальных историков, которые рассматривали историю народа сквозь призму истории імперп. Чтобы лучше узнать народ, К. изучил укр. язык, заинтересовался народной письменным творчеством и выданной тогда укр. литературой. Весной 1838 г. прослушал в Москве лекции сторонника нем. романтизма, историка лет. С. Шевырева, которые еще больше закрепили его романтическое отношение к народу. Первая магистерская дис. К. ("О причинах и характере унии в Западной России") вызвала протест со стороны архиепископа харьковского и была уничтожена (1842), вторая дис. - "Об историческом значении русской народной поэзии" дала К. степень магистра. Вскоре, желая побывать в местностях, связанных с задуманной книгой о Б.хмельницкого, К. устраивается учителем гимназии в Ровно, а затем - в Киеве (1845). В 1846 г. избран адъюнкт-проф. Киевского ун-та по каф. рус. истории. В Киеве, как и ранее в Харькове, вокруг К. собирается кружок единомышленников, которые были проникнуты идеей улучшения судьбы укр. народа (П. Кулиш, О. Маркович, М. Гулак, В. Белозерский, А. Навроцкий, Т. Шевченко и др.) На основе этого кружка, по инициативе К., образовалось Кирилло-Мефодиевское т-во, которое ставило своей задачей переустройство общества на началах христианского учения о справедливости, братстве, равенстве и свободе. Братья надеялись реформировать полет, и социальный строй Рос. империи путем ликвидации крепостничества, уравнивание в правах всех сословий общества, распространение образования в массах и объединения славянских народов в федеративном государстве. Основные программные документы братства были написаны К. и оказали значительное влияние на мировоззрение укр. интеллигенции (идеи малітарності укр. народа, нац. мессианизма, федерализма, автономии укр. истории и культуры). За участие в братстве К. был арестован (1847) и после годичного заключения сослан в Саратов, где он служил до 1857 г. в статист, комитета, собирая сведения об истории и экономику губернии.

В 1859 - 1862 гг. К. - проф. Петербургского ун-та. На это время приходится апогей его лекторской и публицистической деятельности. В ближайшее органом для К. стал ж-л "Основа", в котором, а также в Герценовому "Колоколі" он публикует ряд статей, посвященных отстаиванию самостоятельности укр. истории, а также полемике по этому поводу с польськ. и рус. учеными. 1862 г. К. оставляет ун-т и до конца жизни посвящает себя наукам, труда.

К. считается основоположником народнического направления в украинской историографии. Исходя из положения о том, что истор. развитие каждого народа определяется его духовными особенностями, К. утверждал, что для духовной природы укр. народа определяющим является господство демокр. принципов вечевого строя в его сусп. жизни и свободолюбие. К. подчеркивал, что именно этот демократизм и свободолюбие пронизывает все важнейшие этапы истории Украины, они же дали возможность народу создать оригинальную демокр. организацию - Запорожскую Сечь, которая на протяжении длительного времени противостояла агрессивности феодального окружения соседних государств. Исследователей привлекает худ. изложение К. истор. событий, его любовь к простому народу и вера в будущее свободную и счастливую жизнь в всеслов'янській федерации. Об этом К. писал так: "В будучім слов'янськім союзе, в который верим и надеемся, наша Южная Русь должна составлять отдельную государственную целостность на всем пространстве, где народ говорит на украинском языке, с сохранением единства, основанного не на пагубной мертвой централизации, но на ясном сознании равноправия и своей собственной пользы" (Колокол, 1860, ч. 61).

К. опубликовал немало этногр. работ, часть которых была издана М. Грушевским (Научно-публицистические и полемические писания Костомарова. К., 1928). К. написал ряд худ. произведений, в частности сб. стихов "Украинские баллады" (1839), "Ветка" (1840), истор. драмы "Савва Чалый" (1838), "Переяславская ночь" (1841), повесть "Кудеяр" и т.д.

Богатая истор. и этногр. наследие К. чрезвычайно ценна для наук, исследований укр. социологов.

Тв.: Собр. соч. Т. 1-21. СПб.» 1903 - 1906; Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Т, 1-3. Пгр., 1915; Научно-публицистические и полемические писания. Собранные западом Академической комиссии укр. историограф. Харьков. 1928.