Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните
правописание частиц.
1. Все так (же) над
озером мечтает калина, где юность моя протекла (В. Сосюра). 2. Пошел (бы) я в
Украину, пошел (бы) домой, там (бы) меня поздравили, обрадовались (б) старом (Т.
Шевченко). 3. А сердце бьется, свежий ветер дышит, не (языков) бы хочет остудит
чело (М. Рыльский). 4. Сегодня ему, как ни (когда), хотелось (чем) скорее
выехать за город (Л. Дмитерко). 5. Не так (то) делается все быстро, как быстро
глазом ізмигнеш (И. Котляревский). 6. Уже кто (знает) сколько времени прошло с той
поры (В. Кучер). 7. Звать в прошлое - бесполезная забота, гукай в будущее - кто
(либо) услышит (О. Підсуха). 8. Радуйся, деточка, пока (еще) маленькая, ты (же) (бу)
живешь весной (Леся Украинка). 9. Что (несколько) метров останавливались передохнуть (О.
Гончар). 10. Любите труд на Земле, ибо без этого не будет счастья нам и нашим
детям, ни (на) какой планете (О. Довженко). 11. Этот провод приносит телеграммы кто
(знает) (с) какой дали (Г. Рыльский).
2. Найдите доли, объясните их
правописание. Выпишите частицы вместе со словами, с которыми они употреблены.
1. Кто имеет-таки
думать о вечности, где бы не пришел ты в мир и где бы не жил (В. Коротич). 2.
Дубы стареют незаметно, не то, что ясени хрупкие, или нервовії березки,
ивы, вечные пессимистки (И. Муратов). 3. Еще не вродилось гостреє железо, чтобы
им правду и свободу самодур зарезал (И. Франко). 4. В лесу уже ничего не цветет,
цветет лишь дятел на сосне сумливій (Г. Винграновский). 5. Пусть не сотрутся
подковы, пусть не підіб'ються ваши кони (А. Гончар). 6. Это весна, что на земле
бывала невесть сколько лет и веков (М. Рыльский). 7. Ночь качала так
добро, однако не спалось никак (Г. Рыльский). 8. Я не боюсь никаких погорел
(Леся Украинка).
3. Перепишите, подчеркните слова с не, ни,
объясните их употребление и правописание.
1. Престарелый
одинокий прадуб, что шумел ветвями не один возраст, наклонился над Днепром уже почти
без ветви (О. Довженко). 2. Не ты, брат, первый, не ты и последний (М.
Стельмах). 3. Лицо горячее я прячу в кружки, как будто я ничего не расслышал (И. Драч).
4. Только тот не ошибается, кто ни к чему не прикасается (Народное творчество).
5. Прекрасные и бессмертные песни сложил наш народ на вечную память и немеркнущую
славу свою многовековую борьбу (Ю. Смолич). 6. Искра тлела в пепле
важкім и растравлялась, словно незаживающая рана (Леся Украинка). 7. Йонька не обращал внимания ни
на что, делал свое (Гр. Тютюнник). 8. Двигателем и мерой жизни является добро, а не зло,
дружба, а не ненависть и не порабощения (О. Довженко). 9. Мы не лукавили с
тобой, мы просто шли; у нас нет зерна неправды за собой (Т. Шевченко). 10.
Ничего я так не люблю, как запах снопов только что скошенного и связанного хлеба (И.
Цюпа). 11. Ничто так не красит человека, как вдохновение (А. Гончар). 12. На
дворе, порываясь вверх, беспокоился стожок кукурузы (Г. Стельмах). 13.
Туман уже покрыл морскую даль, но здесь, в бухте, он был негустой (Ю.
Смолич).
4. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните
употребление не, ни со словами.
1. (Не) до шуток
рыбе, когда ее под жабры задели (Народное творчество). 2. Кто (не) делает, тот
(не) ошибается (Народное творчество). 3. Пусть расцветет радужно в (не) выданной
красоте наша мова калинова, (на) че солнце в росе (П. Тычина). 4. Слово, моя ты
єдиная оружие, мы (не) должны погибнут оба (Леся Украинка). 5. Мы - (не)
множество стандартных «я», а множество вселенных разных (В. Симоненко). 6. Жаль
красоты, где ума (не) имеет (Народное творчество). 7. (Ни) (с) кем (не) говорил,
(ни) (на) кого (не) ходил (Гр. Тютюнник). 8. (Не) легко быть человеком (Л.
Первомайский). 9. Красота - лишь отражение земного в (не) земной зеркале
души (И. Жиленко). 10. Холодные звезды мерцали в темном небе, и (не)
конечный Млечный Путь простерся в вечность (О. Довженко). 11. Мы (ни) когда
(не) жаловались, участь наша всегда была (не) легкая, но наша, наша, (ни) (в)
кого (не) одолженная, (не) дарована никем, (ни) (у) кого (не) просили, сами вырывали
собственными руками и (не) хотим другой, (не) зміняємо на другую (П. Загребельный).
12. Кто (не) жил посреди бури, то цены (не) знает силе, тот (не) знает, как
человеку борьба и труд мили (Леся Украинка).
5. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните
правописание частиц с разными частями речи.
1. Тот (не) зна
одиночества между безлюдных степей, с кем живет Леонтовича пение, тот (не) ведает грусти
в грустные вечера, с кем говорит Франко на заре, тот (не) ошибется, кто видит
сквозь чащи ночные черноморских рыбаков огне (Г. Рыльский). 2. Красные маки...
Сколько хватало глаз, тлели и тлели они на лугах (ни) кем (не) сеяные, но
радуя всех (О. Гончар). 3. На лугах еще трава (не) кошеная, в полях красуются
ржи (П. Воронько). 4. Чурек и сакля - все твое, оно (не) прошене, (не) дано,
(ни) кто и (не) возьмет за свое (Т. Шевченко). 5. Жаворонок висит на (не)
вндимій нитке, воспевая весну. Песня его дрожит сверху, (не) переставая, словно
льется где-то в озерцо чистый и холодный (не) небольшой струя (ю. яновский).
6. Небо сегодня ясніло по-весеннему, свежо и высокое, выше (нет) ж (любой) когда
(О. Гончар). 7. Какой (что), а я туда добьюсь, и холодной воды напьюсь, и
-- в летнем саду (И. Вирган). 8. (Ни) кто (не) помнил, что (бы) когда
(либо) замерзал ручей (О.Десняк).
6. Объясните значение словосочетаний.
Спишите, раскрывая скобки.
I. Бежать (не) слыша ног; из уст пары (не)
пустить; воды (не) сколотить; верь своим глазам, а (не) чужим вещам; где (не)
согласие, там часто жаль; (не) всякому слуху верь; (не) далеко искать; (не)
ввиду (ни) на что; (не) мало воды утекло; (не) хтувати (не) безопасностью; пороха
(не) хватает, (не) долго спит, тому везет; (не) больше и (не) меньше; (не)
добиться; (не) до смеха.
II. (Нет) холодно (нет) жарко; (не) слышать (нет)
рук (нет) ног; (ни) живой (ни) мертвый; (ни) где и вонзить иглы; без (нет)
либо намерения; далее (ни) куда; (ни) когда и вверх глянуть; (ни) шага назад; (нет)
чего и думать; это уже (ни) что (не) похоже.
7. Перепишите предложения, раскрывая скобки,
объясните правописание частиц.
1. Ты спишь уже? А по старому поверью, в
сне растут... Если бы (то) действительно так! (В. Подпалый) 2. Тебя ранили (таки)? Садись (ка)! Голову твою хоть платком я
обів'ю (Г. Важан). 3. Слушай (бу)! Который (же) кузнец (не) ставит себя над
другими кузнецами в мире? (Марко Вовчок) 4. А ходы (ка), мед будем брать (Ю.
Збанацкий). 5. О, если бы (то) уметь голубем взлететь и в жизни догнать мечту
голубую! (М. Ткач) 6. А вот выписать новизну и величие, именно величие наших дней (по)
настоящему (не) так (то) и просто (В. Козаченко). 7. (Где) дальше снежинок
густішало и густішало (В. Козаченко). 8. А Замриборщ (ани) столечко (не)
рассердился (Г. Стельмах). 9. И я уже знаю (где) (И. Цюпа). 10. Месяц повис
над их домом серебряной подковой, будто прибил его кто (сь) вверху на добро и
к счастью (И. Цюпа). 11. Я давненько пришел в село, и (где) куда заходил, и
(где) (о) что узнал (И. Карпенко-Карый).
8. Напишите правильно частицу не с разными
частями речи, обоснуйте выбор.
Делайте добро.
Откликайтесь участием
своей
на крик призывные и
безмолвное SOS
человека, птицы, даже деревца,
делайте добро.
(Не) ждите от
этой славы,
(Не) ждите
богатства, знаний или похвалы, ...
Делайте добро
(Не) показан,
обыденно -
Это принесет наивысшую
из наград,
(Ни) чем (не) сравнимое чувство,
Что ты живешь (не) напрасно на этом свете.
В. Крищенко
Недо - вечный (не)
дороба,
(Не) доводько к
конца,
Все ему (не) (к)
нраву,
Все ему (не) (к)
лица.
«(Не) трогай» -
(не) дочуває,
«Помоги» - (не)
видит,
(Не) доева
хлеба-блюд,
(Не) довзувшись, -
вон побежал...
Ох, и в кого он
прибег -
Я и сам еще (не)
добрал.
С ним и в школе тоже
морока:
(Не) додума, (не)
довтне.
(Не) довисидить
урока...
(Не) домой идет по
изменении,
(Не) до книги - на
пустое...
(Не) доходит до
парнишки,
Что (не) доуком
растет.
Д. Куровский
Сделайте
морфологический разбор частиц.
Догорел летний
день. Чистым золотом приснуло солнце из-под высоких черных елей, половинкой
вирізалось на небе тонет-тонет... вот чекушка... кусочек... искринка - и нет
уже!
Только светло-розовая
пелена окрила весь западный край неба, черными узорами выступают на ней
деревья старого барского сада.
Длинный-длинный то
летний день! Чего-чего не перешло от зари до зари, чего только не
наслушался этот сад, впитывает каждый крик с поля, каждый шум из села, впитывает
и, распространив в десять раз, отдает эхом. Вот и теперь: еще издали катится полем
оптовая парубоча песня - то идут косари. Вдруг где-то, как будто наперерез,
вырвалась мелкая девчачья. Обе врозь текут, перекликаются, препятствуют
одна одной. Но обе все ближе и ближе, и вот - принял их в свое лоно
старый сад: зазвучали-загудели мужские басы и тенора, золотыми поднизью
переплелись с ними девчачьи сопрано, и обе песни, почтенная и шутливая, резко
начатые, не вместе кінчаючись, странно слились в не-змовну гармонию и переполнили
доверху темный уют (Дніпрова Чайка).