Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕРИЗМУ (от англ. menedgment - управление) - соціол. теории управления сусп. в-вом в условиях рыночных отношений, характерными чертами которых является методол. плюрализм подходов и установок. Разнообразие К. м. обусловлена многозначностью термина "менеджмент", который отражает как функцию руководства людьми, так и особенности людей, которые ее выполняют, указывает на их социальное и должностное положение, а также означает орган управления, уч. дисциплину, сферу деятельности и наук, исследований Менеджмент имеет целью сформулировать и применить на практике всесторонние наук, принципы управления, пригодные для любого типа человеческой организации. Это - определение целей и задач управления, разработка конкретных методов и мероприятий по их достижению; распределение работ на отдельные виды операций; координация взаимодействия различных подразделений организации и ее взаимосвязь с внешней средой; совершенствование формальной и неформальной структур предприятия; оптимизация процессов коммуникации и принятия решений; поиск адекватной мотивации деятельности, методов предотвращения организационных конфликтов; разработка эффективных стилей руководства; путей повышения социальной ответственности менеджмента в обществе и других вопросов, возникающих предметом соціол. исследования.

История менеджеризма началась с движения за наук, менеджмент в конце XIX - нач. XX ст., дальнейшее развитие и распространение его подтолкнула индустриальная рев. на Западе. Основателями первой концепции наук, менеджмента (1885 - 1920) считаются амер. инженер Ф. Тейлор, его последователи - Г. Гант, Ф. Гилберт, Г. Эмерсон и др. Они исследовали проблемы наук, организации труда с целью повышения ее эффективности; обосновали необходимость применения наук, анализа к выполнению каждого элемента работы, отбора, обучения рабочих и их обеспечение необходимыми ресурсами; распределения ответственности за результаты труда между менеджерами и рабочими; сист. и справедливого применения мер материального стимулирования для повышения производительности труда, отделение управленческого труда от других форм работы на предприятии.

Концепцию административного, или класс., управления (20 - 50-х гг.) предложен франц. инженером А. Файолем. Его главная заслуга заключается в том, что, рассматривая деловую организацию как единый организм, он определил в ней 6 основных видов деятельности: техн., коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, безопасности и особую управленческую деятельность, которая включает в себя 5 обязательных общ. функций (планирования, организации, распорядительства, координации и контроля). Он считал, что успех управления любой организацией напрямую зависит от внедрения разработанных им 14 общ. принципов управления: разделение труда, применение власти (право давать команды и нести ответственность за результаты), дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общ., централизация ряда взаимодействий (четкое построение цепи команд), вознаграждение персонала, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Несмотря на универсальность предложенных принципов А. Файоль заметил, что применение их на практике должно носить гибкий характер, а также зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Наиболее выдающимися последователями и популяризаторами файольової концепции стали Л. Гюлик, Л. Урвик, Г. Кунц, Е. Донелл, Г. Шелтон и др.

Концепция "идеальной бюрократии" была разработана нем. социологом М. Вебером в 1920 г. как нормативная модель, как идеал, к достижению которого должны стремиться все организации общества. Суть модели заключается в четком разделении труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности; наличия четкой иерархии уровней управления, при которой каждый нижний уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им; внедрение взаимосвязанной системы формализованных правил, обеспечивающих однородность выполнения служащими своих обязанностей; применение духа формального обезличивание, на основании которого официальные лица выполняют должностные обязанности; осуществление найма на работу на основе техн. квалификационных требований, а также защита служащих от произвола увольнений.

Концепция "человеческих отношений" была сформулирована в 30-х гг. амер. психологом Е.Мейо на основании многолетних хоторнських экспериментов. Исследования показали, что поступки людей мотивируются не только экон. факторами, как считали основатели наук, управления, но и другими потребностями, которые не исчерпываются только денежным вознаграждением. То есть повышение производительности труда рабочих зависит не столько от размера зарплаты, сколько от внедрения нормальных человеческих отношений между исполнителями и руководителями, а также от степени удовлетворенности рабочих своим трудом и межличностными отношениями в коллективе. Значительный вклад в развитие доктрины "человеческих отношений" наряду с Э. Мэйо сделали А. Маслоу (разработал теорию иерархии потребностей), Д. Мак-Грегор (предложил теорию "X" и теорию "У"), Г. Фоллет (разработки по психологии управления), а также известные представители психол. направления в наук, менеджменте - К. Левин, Г. Стогділ, Г. Лайкерт, Ф. Фидлер и др., которые разработали теорию лидерства, стилей руководства и разнообразные модели эффективного влияния руководителя на подчиненных.

Эмпирическая концепция управления (10 - 60-х гг.) была сформулирована выдающимся амер. теоретиком П. Друкером, главным среди наук, интересов которого является учение о менеджменте как профессиональной деятельности и о менеджере как профессию. Именно ему приписывают первенство в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учеб. заведениях. И наиболее значительным его вкладом в наук, менеджмента считается теория управления по целям и теория самоуправляемого трудового коллектива. Его последователи - Р. Дэвис, Л. Ешгі, А. Чандлер, Э. Петерсон, Е. Плоумен и др. свои эмпирические исследования в области организации эффективного управления пытаются вводить в практ. деятельности многочисленных компаний и фирм.

Главной целью новой концепции науки управления, или концепции количественного анализа менеджмента (60 - 70-х гг.), является изучение процессов принятия управленческих решений с широким применением матем. методов и новейших технических средств, включая электронно-вычислительную технику. Среди видов данной концепции выделяют такие направления, как исследования трудовых операций, системный и ситуативный анализ, эконометрика, программирование и др., разрабатываемые П. Акоффом, Д. Экманом, Ч. Хитчем, А. Энтховеном, Е. Квейдом, Л. Клейном и др. учеными. Эта концепция способствовала привлечению основных положений теории систем и кибернетики (как наук, синтезирующих и интегрируют сложные явления) к менеджменту, а ее влияние на дальнейшее развитие теории и практики управления характеризуется углубленным пониманием сложности современных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей эффективного руководства; развитием и использованием количественных методов в деятельности менеджеров, принимающих решения в сложных ситуациях, и освобождением их от текущей повседневной работы по переработке больших массивов разнообразной информации, что требует много времени.

Концепция науки управления (70 - 80-х гг.) инициировала переход от универсализма в управлении до широкого использования системного и ситуационного подходов. Учредители этой концепции - Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник и др. обосновали идею о том, что любая человеческая организация - это открытая социальная система, которая для обеспечения эффективности своей деятельности должна постоянно приспосабливаться к сложному внешней среды и главные причины того, что происходит во внутренней среде, нужно искать вокруг нее. Они рассматривают организацию в целом как "співробітницьку коалицию", которая жизнеспособна настолько, насколько может обеспечить своим членам удовлетворение, достаточные для того, чтобы гарантировать продолжение их вклада в организационный процесс. Моделируя различные организационные процессы в их сочетании, они разрабатывают разнообразные модели наиболее эффективного достижения целей организации и выполнения управленческих решений в зависимости от социально-экон., полет., правовых, рыночных и др. факторов, постоянно меняются.

Концепция подъема культуры трудящихся (80 - 90-х гг ) является наиболее новейшим явлением в теории и практике менеджмента. Культура работающих в организации людей используется согласно данной концепции как мощный Инструмент управления, как своеобразный интегрирующий фактор, который синтезирует в себе все особенности организации: системные, поведенческие, социокультурные и др. Это направление активно разрабатывается амер , и японскими учеными и практиками (В. Оучи, Э Шайном, Ф. Харіссом, В. Сате, Р. Мораном, А. Моріто и др. ) и все активнее используется при подготовке менеджеров в известных мировых школах менеджмента и бизнеса, а также внедряется в управленческую деятельность ведущих компаний и фирм.

Современный этап развития менеджеризма характеризуется разработкой ряда более гибких концепций и моделей управления, среди которых особого внимания заслуживают концепции: внешней и внутренней адаптации; глобальной стратегии; целевой ориентации; управление по результатам и др. В современной теории! и методологии" менеджеризма все большее развитие и распространение получает системный подход с использованием количественных методов наук, обоснования управленческих решений, разработки инф. технологий, адаптивных организационных структур, партисинативних стилей и моделей управления в зависимости от ситуаций, обусловленных внутренними и внешними факторами рыночной среды.