Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Великодержавный шовинизм (фр. chauvinisme - от имени капрала наполеоновской армии, которому приписывают фразу: Французы лучше всех, все хуже французов) - агрессивная форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам других наций, гипертрофированная национальная гордость, которая перерастает в тщеславие, разжигание национальной вражды и ненависти. Собственно термин шовинизм является производным от имени капрала наполеоновской армии Никола Шовена (Chauvin), который, довольствуясь минимумом жизненных благ, отличался огромной благосклонностью Наполеона Бонапарта, а затем и к его культу. Сначала Шовена высмеивали, на него рисовали карикатуры. Но после того, как о нем составили пьесу, он стал общим типажом. Позже срок Ш. начали использовать для обозначения приверженности к идее военного превосходства какой-либо нации или государства. Впервые в истории Ш. как неизбежное следствие политики агрессии и победы, так же, как и поражения и надежды на реванш, особенно ярко продемонстрировала Первая мировая война 1914 - 18 гг. Ш. может проявляться и в менее выраженных формах, как: экономическая экспансия, политическое давление, культурное доминирование, которое проявляется на уровне внутригосударственных отношений.

Родственными с Ш. явлениями есть фашизм, тоталитаризм, антисемитизм, апартеид, геноцид, национализм. Долговременность существования и новейшие проявления Ш. связаны с шовинистическими стереотипами - устойчивыми, эмоционально окрашенными схематическими образами, которые существуют в массовом сознании и используются с целью формирования общественного мнения в духе вражды к "чужих этносов" (Ю. Рымаренко).

Одним из наиболее распространенных разновидностей Ш. является великодержавный шовинизм - идеология нации, занимающей господствующее (державное) положение в государстве. Великодержавный Ш. является крайней формой и обратной стороной национализма.

Если национализм - это идеология и политика национальной исключительности, избранности, превосходства одной нации над другой, то Ш. является логическим следствием этой надлюбові к себе, пренебрежительным отношением к другим этносам как общностей, которые, по мнению шовинистов, находятся на низшем уровне развития. Общественно-политическое развитие этих народов, их язык, культура кажутся шовинистам неразвитыми, примитивными, не стоящими внимания. Вследствие этого они не только терпят вытеснения за счет другого, по их мнению, более развитой цивилизации, а кое-где-уничтожение. Отсюда проповедь вражды и насилия в межнациональных отношениях, политика экономического покорения других народов, их политического и духовного подчинения. В то же время нужно отметить, что вопрос границы между национализмом и Ш. является неопределенным и спорным. Национализм может возникать и проявляться как своеобразная "защитная реакция" народа, который сам стал жертвой великодержавного Ш. с другой стороны доминирующей нации. В этом случае национализм следует считать скорее положительным явлением, естественной реакцией, которая направлена на защиту независимости, культуры, языка, идеологии этого народа. Однако, как свидетельствует исторический опыт, этот "позитивный национализм" иногда имеет тенденцию к перерастанию в Ш.

Великодержавный Ш. может проявляться в политике великой нации в отношении малых народов внутри одного государства, а также приобретать международного резонанса, то есть политики угнетения других наций - государств, разжигание агрессивных войн с целью завоевания других народов ради перехода их в лоно "высшей" культуры, присоединение к "лучшей" общественной организации нации - завоевателя.

Политика великодержавного Ш. может сознательно использоваться правительствами и политическими партиями для подготовки захватнических войн и оправдания эксплуатации других народов. Проявления Ш. возможны и со стороны угнетенной нации, однако великодержавный Ш. возможен только со стороны великой нации, нации-империи.

Идеология и практика Ш. не только имеют корни в массовой психологии, неписаных нормах бытового поведения, но и поддерживаются в общественном сознании, культивируются на государственном уровне. Преодоление LU. предусматривает гарантирование и осуществление прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности, обеспечения прав всех граждан в экономической, политической и культурной сферах.

В англоязычных странах как тождественный используется термин "джингоїзм" (jingoism, от jingo - слово, которое произносится при клятве типа "ей-богу"; оно звучало в песне воинственных британских патриотов, которые призывали к беспощадной войне с Россией в 1877-1878 гг., когда Британия экономически и политически поддерживала Турцию, которая потерпела поражение). Этот термин применяется в политическом лексиконе для обозначения ультранационализма и характеризует определенный ораторский стиль, прославляющий государственную мощь с ударением на запугивание.

В более широком смысле с середины 1970-х годов термин "III." используется для обозначения доминирования одной социальной группы над другой (другими)- "мужской Ш." и др.

Политологический энциклопедический словарь. - К., 1997; Малая энциклопедия етнодержавознавства / HAH Украины. Ин-т государства и права. В. М. Корецкого. - К., 1996; Политология: Энциклопедический словарь. - M., 1993.

В. Семко