Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

АНТИУТОПИЯ жанр современной лит. и филос. эссеистики, в котором нашла отражение направленность сусп. мысли на отслеживание и изображения возможных последствий внедрения ідеол. и утопических проектов счастливого общества. Изображены в А. вымышленные общества ни в коем случае нельзя считать идеальными; они должны вызывать не восхищение, а ужас. Такие произведения имеют еще и другие названия: негативная утопия, дистопія (искаженная, перевернутая утопия), какотопія . Самые известные произведения этого жанра: роман А. Хаксли "О, дивный новый мир" (1932), который был позже дополнен публицистической книгой "Странный новый мир, посещенный вторично", роман "Обезьяна и сущность", роман Дж. Оруэлла "1984" (1949), роман Есть. Замятина "Мы" (1920), роман К. Воннегута "Механическая пианола" (1952), роман Р.бредбери "451° по Фаренгейту" (1953). Критика утопизма, осуществляемой в А., идет не теорет., не логико - дискурсивним, а образным путем.

А. изображают, какой вид имела бы желательна совершенство, если навязать ее людям, несмотря на их желание, а также пределы, вне которых человек начинает напоминать автомат, биоробота или животное. В такой лит. средством осуществления сусп. идеалов очень часто возникает насилие, изображаются полицейские системы, в которых соответствующие службы следят за безупречным выполнением императивов действующего сусп. устройства. Создателей А. поражает возможность возникновения таких обществ, в которых нонконформистов не будет вообще. Страшно не столько то, что протест со стороны отдельных лиц может быть подавлено, сколько то, что вообще можно убить в человеке потребность в протесте и стремление к независимости. Это достигается либо определенной системой средств манипулирования "нормальными" людьми (Есть. Замятин, Дж. Оруэлл), или путем создания послушных гомункулусів, которыми можно управлять с помощью простых физических стимулов (А. Хаксли).

Большинство исследователей указывает на то, что А. характерна именно для XX в. Ее причинами являются развитие наук. - техн. прогресса и социально - полит. коллизии, обусловленные И мировой войной, революцией в России, II мировой войной, диктатуры Гитлера, Муссолини, Сталина, созданием ядерного оружия, холодной войной и др. Однако произведения, построенные на принципах А., появились значительно раньше. Предвестниками А. считают Дж. Свифта, М. Ф. А. Вольтера, В. Ирвинга, С. Батлера, М. Есть. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Напр., изображенную Дж. Свифтом путешествие Гулливера к Лапуты можно рассматривать как А., направленную против сцієнтизму, а описание путешествия того же героя в страну гуїнгмів - как антиутопию, направленную на высмеивание лозунги : "Человек есть царь природы".

Граница между А. и утопией является очень подвижной и поэтому до определенной степени - относительной. Позитивные утопии или отдельные акценты в их содержании людьми с разными ценностными ориентациями могли восприниматься как неприемлемые и даже ужасные (напр., общность имущества, гос. воспитания детей и др.). То есть если подойти к утопии с другой системой ценностных ориентаций, то она может превратиться в негативную, или А., а возможность такого подхода существовала в течение всего истор. развития утопии. Существуют такие лит. утопии, исходя из содержания которых невозможно определить однозначно, куда их отнести - к позитивной или негативной утопии (напр., утопия Е. Берка).

Как правило, создатель негативной утопии не выражает прямо в самом произведении собственной системы ценностей, и это освобождает его от необходимости обосновывать позитивную социальную программу. В свою очередь это сказывается на привлекательности произведения. Напр., на основании романа "О, дивный новый мир" можно утверждать, что В. Хаксли по своим взглядам является антитоталітарист, но о его позитивную социальную программу говорить не приходится. Известны случаи, когда автор негативной утопии с тем создавал и положительную, которая являлась дополнением к отрицательной (напр., произведение А. Хаксли "Остров", написанный значительно позже). Однако в XX в. и авторы, и читатели отдавали предпочтение А. Как лит. жанр она имеет определенные привлекательные черты: 1). Как остроумное підмічання скрытых сторон социальной жизни А. поражает нас вариантами интеллектуальной игры, интересной выдумки, неожиданностью сюжетных поворотов. 2). Как словесный шарж или памфлет А. содержит иронию, остроумие, интеллектуальную легкость и желание противостоять натиску суровой действительности. Негативный подход и возможность использования сатирического жанра дают возможность сделать такое произведение значительно ярче и интереснее по сравнению с необходимо дидактической класс, утопией. Поскольку люди, как правило, испытывают на себе давление со стороны сусп. норм и установок, то критика общества в А. соответствует субъективно-психол. наклонностям человека, свидетельствует о определенную отстраненность человека от общества, его стремление к самосохранению. Читая А., человек как бы компенсирует утиснуте обществом ощущение своей самодостаточности. 3). В наше время большинство людей сомневается в положительной утопии, поскольку чувствует, что мириться с социальными недостатками нельзя, однако активная пропаганда добра и позитивных ценностей тоже сомнительна, ибо обречена на поражение.

В отличие от позитивной утопии, которая дополняет критику общества изображением надлежащего состояния вещей, А. в полной мере выполняет только негативную функцию - концентрирует внимание на негативных тенденциях и недостатках социальной реальности и доводит их до логического конца, обостряя при этом ситуации или абсурдны, или же ужасные. Как и утопия. А. разрушает удовольствие имеющимся сусп. жизнью. Следовательно, А. - это критика: а) определенной утопии; б) самой идеи утопии; в) определенного социального положения вещей. В целом А. предстает как проявление кризиса социально - истор. надежды; для нее характерно истор. пессимизм. А. предостерегает от однозначно оптимистического толкование сусп. прогресса или, по крайней мере, некоторых версий совершения такого прогресса; обеспечивает возможность построения совершенного общества, а следовательно, и желательность ориентации на осуществление утопического идеала. Реализация утопии с позиции А. - это построение рационально идеального, совершенного, а потому мертвого мира, которому некуда дальше развиваться.

В негативной утопии зафиксированы страхи и опасения преимущественно тех тенденций современного развития, которые связаны с машиной в широком смысле этого слова, или, как говорит Л. Мамфорд, с "мегамашиною". Выделяют такие проявления определенных страхов и опасений: 1). Страх перед техникой: здесь преимущественно акцентируется на явлении инверсии субъекта и объекта в условиях прогрессирующей технізації общества; техника постепенно становится обладателем, а человек - рабом в производственной деятельности. 2). Определение опасностей, которые несет людям централизованная бюрократическая организация. 3). Предвзятое отношение к массового общества со всеми его ин-тами, отношениями и ценностями. Это общество изображается как гигантский организм, что полностью поглощает индивида, растворяет его в себе, нивелирует; превращает в «винтик» социальной машины. 4). Оппозиция до войны как до машины разрушения, расшатывания цивилизации, уничтожение значительного количества населения с последующей деградацией тех, кто выжил.

От А. отличают романы - предупреждения и наук, фантастику, которые тоже могут изображать будущее человечества в негативной тональности, что приближает их к А. Романы - предупреждения (напр., роман К.Чапека "Война с саламандрами") также часто доказывают определенную тенденцию развития общества до ее логического завершения, но не характеризуются общ. пессимистическим настроением; они скорее высмеивают ситуацию и предлагают читателю смеяться вместе, а потому в целом оптимистично настроены относительно перспектив и возможностей преодоления описанной угрожающей или негативной сусп. тенденции. Кроме того, романы - предупреждения очень часто изображают не сам результат действия указанной тенденции, а процесс ее постепенного развития, уделяя, таким образом, значительное внимание чисто худ. аспектам освещения ситуации. До романов - предупреждений обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, С. Люк, Р.бредбери, Г. Мерль, П. Буль и др.

Наук, фантастика подобная к А. своим обращением к картин будущего, которые совсем не обязательно изображаются радужно и оптимистично. Однако наук, фантастика имеет более широкий сюжетный диапазон: описание разнообразных приключений (К. Булычев и др.), психол. драмы, разворачивающиеся на фоне необычных обстоятельств (І.Єфремов, С.Лем, Г. Шекли и др.), последствия определенных наук, открытий для человечества (О. Беляев, А. и Б. Стругацкие и др.). Одним из направлений наук, фантастики есть т.н. концептуальная фантастика, к которой иногда относят произведения, очень приближенные по признакам к А. (напр., роман А. и Б. Стругацких "Град обреченный"). Таким образом, к А. можно отнести лишь ряд произведений концептуальной фантастики, которым присущи обозначенные выше черты.