Административная юрисдикция - специфический вид правоохранительной деятельности, осуществляемой органами государственного управления и иными компетентными органами и состоит в рассмотрении дел об административных правонарушениях и вынесении решений по этим делам в установленных законом порядке и формах. Правовая природа А. ю. определяется тем, что, с одной стороны, она является составной частью исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, а с другой - специфическим видом правоохранительной деятельности, связанной с применением административных санкций к нарушителям административных и других правовых норм в сфере управления. Как составная часть исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, А. ю. играет важную роль в стабилизации управленческих правоотношений через защиту от разнообразных попыток дезорганизации и нарушений. Поскольку эффективность исполнительно-распорядительной деятельности в значительной мере зависит от незыблемости и стабильности правоотношений в процессе управления, то прекращение противоправных действий и устранения причин правонарушений в этой сфере является важным условием нормального функционирования государственного аппарата, которая создает реальные возможности выполнения возложенных на аппарат задач. Конкретное содержание А. ю. и ее функции определяются прежде всего принадлежности этого вида юрисдикции в правоохранительной деятельности государственных органов, главной задачей которой является защита существующей системы общественных отношений от правонарушений. Правоохранительная функция А. ю. состоит в применении административных взысканий к лицам, совершившим административный проступок и тем самым нанесли вред определенной группе правоотношений, сложившихся в сфере государственного управления. Эта правоохранительная функция - составная часть исполнительно-распорядительной деятельности, поэтому характерной особенностью А. ю. является ее реализация государственными органами управления или от их имени другими органами (например, административными комиссиями, судьями и т.д.). В отличие от правосудия, реализация А. ю. осуществляется многими органами, что обеспечивает оперативность юрисдикционного защиты общественных отношений, возникающих в различных отраслях государственного управления. В то же время рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право не все органы государственного управления, а только те, которые по законодательству имеют административные юрисдикционные полномочия. Перечень этих органов содержится в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Наложение административных взысканий на правонарушителей в сфере государственного управления имеет не только правоохранительную, но и в определенной степени регулятивную и воспитательную функции. Регулятивная функция А. ю. обеспечивается тем, что с ее помощью органы государственного управления оценивают соответствие поведения тех или иных субъектов управленческих правоотношений требованиям правовых норм и в необходимых случаях осуществляют корректирующее воздействие. Содержание, порядок и форма такого воздействия регулируются нормами административного права(предупреждение, взыскание административного штрафа и т.д.). В таких случаях А. ю. непосредственно связана с принудительным правоприменением, когда участники правовых отношений наделяются соответствующими правами и обязанностями в силу официального правоохранительного акта управления, который является неотъемлемым элементом административной юрисдикционной деятельности.