Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Прочитайте скороговорку, произнося ее как можно быстрее. На каких словах можно «споткнуться» и почему? Объясните яснее значение и звуковое оформление этих слов.

То ли лис, то ли лес,

То брось, то конь,

То ли кит, то ли кот

Звуки не путать след.

Осторожно хитрый лис

До норы ужин нос,

Бежал домой лесом лис,

Шелестел над лисом лес.

Л. Андриенко

2. Запишите слова в алфавитном порядке, учитывая первую, вторую и последующие буквы.

Сосна, очарование, сила, тыква, находка, менеджер, конкурс, место, техника, садоводство, шпала, балка, агротехника, минимальный, забытый, спектр, благодарен, ласточка, громкий, холод, авиационный, юность, мачта, ясный, банк, труд, другой, единство, фантазия, ракурс, случай, вероятен.

3. Запишите предложение фонетической транскрипцией.

1. Лунное сияние начинает ходить по лесу, стелется по поляне и закрадывается под березу (Леся Украинка). 2. Красные, оранжевые и желтые веселчині полосы были такие ясные, словно горели тихим пламенем (И. Нечуй-Левицкий). 3. Утренний луч пробился сквозь туман рассыпался по воде (К. Гордиенко). 4. В окно моей хижины остается синим бархатом лунная ночь (С. Васильченко). 5. Пройдет двенадцать небывалых лет, раньше чем суждено мне вернуться в дом моих родителей на большой реке (А. Довженко).

4. Прочитайте пословицы вслух, следуя произносимых норм. Перепишите их, подчеркивая безударные е, и, о в корнях слов.

1. Гром гремит - будет хлеб родит. 2. Солнце блестит, а мороз трещит. 3. К метели надо кожуха. 4. Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет. 5. Чем теплее лето, тем более холодная зима. 6. Ветер в январе с востока несет хорошую погоду. 7. Тихая вода берега ломит.

5. Представленные запишите слова в два столбика: а) со вставленным е; б) со вставленным ы.

В...л...тенський, укр...ваты, стр...дами, сечь...нь, в...делка, инд...відуальний, эл...гантний, Йос...півна, чайн...к, декларация, ож...л...дь, абр...кос, бухгалте...р, р...феррат, эл...мент.

6. Охарактеризуйте произношение безударных гласных в корнях слов. Запишите, подбирая к каждому слову обднокоренное или форму слова из наголошеним звуком [э] или [ы]. Обозначьте ударение.

...Ма, зам...розити, т...мніти, зам...тиль, кр...чаты, кр...венька...мля, с.діти.

7. Перепишите отрывок из народной песни. Подчеркните слова, где звук [э] произносится как [ы].

Ты, зозуленько седая,

Ты нас развеселила,

Как начала ковать -

Вышли из дома.

Ой вышла сестра с братом,

Ой вышла мама с папой,

Ой вышли все девоньки,

Выводя гаївоньки.

8. Перепишите текст как диктант, подчеркните слова, в которых буквы обозначают два звука.

Найпоетичнішим, что тесно увязывается с природой, праздником является Троица. Вся совокупность действ - вой венков, Клечальное воскресенье, Пятидесятница (Клечальное воскресенье), Русалии, похороны Ярилы и поминовения предков - созвучные с живой природой, которая для наших предков была высшим духовным самоочищением.

Традиционно в Украине к этому празднику готовились заранее, считая, что в тривіаті христианских праздников (после Рождества и Пасхи) Зеленые праздники занимают одно из ведущих мест.

Троица считалась в народе одним из крупнейших праздников, сформировалось в дохристианские времена. Именно поэтому церковные проповедники вынуждены были оставить его в ранге больших, хоть в соборах службы в эти дни не имеют такого торжества, как, скажем, на Рождество или Пасху.

В Основном Зеленые праздники начинались в пятницу. Женщины на рассвете шли в лес, чтобы заготовить лекарственных трав. Кое-кто пытался нарвать их на «девяти пределах» и давал коровам, чтобы было много молока. В этот день собирали также и росу, которой лечили больные глаза.

(По В. Скуратовским)

9. Перепишите слова. Поставьте вместо точек, где нужно, апостроф и объясните его употребление. Верхов...я, п...юпітр, п...єдестал, присв...ята, др...єкція, м...мышцы, тьм...каменный, торф...деревянный,...бередить, доверь...я, Г...юго, ад...ютант, обезьян...ячий, тим...я, Прит...ять,...подъезд, мор...как, возд...я.

10. С представленными ниже словами составьте предложения. Вьется, въедливый, вязаный, деревянный, мята, румянец, семья, пламя.

11. Прочитайте предложения. Объясните, почему в выделенных словах не пишется апостроф.

1. Слышится дыхание тропической тусклой ночи (М. Рыльский). 2. Ой вязала девочка рутвяний венок (И. Манжура). 3. В крупнейших среди двенадцати годовых праздников христианского календарного цикла принадлежит и Преображения Господне, или, как в народе чаще называют, - Спас (В. Скуратовский). 4. Черная, без лоска, толстая коса; невысокий, чуть выпяченный лоб; нос тонкий, ровный, с живыми ноздрями; свежие, словно детские, губы, что-то мило загибались на концах; легкая смага на матовых, словно мраморных, щеках и большие, чрезвычайно большие, с длинными ресницами, темно-серые глаза, из которых, казалось, глядя, как лилось какое-то тихое, мягкое, ласковое свет, - то была и вся красота сей девушки (В. Винниченко). 5. Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев Харьковской области. 6. Подобрать головной убор - то серьезная дело для женщин. 7. Александр Соловйов - российский революционер-народник - в 1879 году совершил неудачное покушение на царя Александра II, за что и был казнен. 8. Музыки расставили свои пюпитры, разложили ноты (Нечуй-Левицкий).

12. Переложите слова на украинском языке и запишите.

Объясните правила употребление апострофа.

Лукьян, гвоздь, пятница, имя, праздник, отъезд, мята, подъемник, пьеса, перья, торфяной, Вячеслав, сорняк, деревянный, безъядерный, соловьи, подъезжать, славянский,,объем пол-Европы, румяный, связь, ряд, свекла, Воробьев.

13. Сравните написание фамилий в обоих языках.

Обоснуйте орфограму.

Елкин - Елкин

Пушкарев - Пушкарев

Золотарев - Золотарев

Соловьев - Соловьев

Снегирев - Снегирев

Воробьев - Воробьев

Копьев - Копйов

Муравьев - Муравьев

Ковалев - Ковалев

Журавлев - Журавлев

14. Запишите, вставляя вместо точек пропущенные буквы, слова с буквосочетаниями йо - до первой колонки, а с е - к второй.

Моль...н, вол...овый, сын...о, потому что...овый, сэр...озний, сотр.. .овитий, дз...о, ...одитистий, седьмой, тр...ох...оготь, Соловьев-...ов, Крас.ов, мужн...о, павіль..,вон, во...овны-чей, бул...он, с.огодні, медаль.,.он, сл...озы, л... одовик, ... орж, ...ед, ...осип, сын...ого...омный, Новос...олов, при...ом, л...отчик, кра...овый, бад...орий.

15. Перепишите текст, выбирая из скобок нужные буквы.

Мартовский вечер, я на вершине горы, возвышающаяся над моим садом. Небо так близко, что боишься встать в полный рост: буцнешся лбом о темно-синюю потолок - (и, и) посыплются с неба звезды. А журавлиные ключи летят где-то выше зрение, журавлей не видно, только их заунывные голоса, наполнив небесную сферу, звенят надо мной, (и, и) начинаешь суеверно верить, что это не журавли курличуть, а разговаривают друг с другом звезды. Но неизвестен ключ медленно уплывает за Днепр, на луга, голоса (в, в)се удаляются, небо молчаливое (и, и) невозмутимое, лицо (в, в) черных полях, над оврагом базарують потревоженные лисами сороки. А потом где-то за холмами снова тенькнуть журавли, звук (в, в)се ближе, шире, растет, наполняет звездное небо, (и, и) (в, в)се начинается сначала...

Полные минуты моей жизни.

Солнце садится (в, в) Днепр, а небо еще розово светится, (и, и) синие дымы от костров стелются по огородах - (в, в) селе жгут прошлогодний бурьян. Я стою (в, в) подоле горы, похожей очертаниями на доисторического динозавра, который приполз напиться воды из реки, (и, и), закрыв глаза, нашіптую, начакловую до журавлиного ключа в небе: «Пусть произойдет чудо, как (в, в) сказках, (и, и) появится она, хозяйка этого озера, (и, и) нежно-зеленых холмов, (и, и) оврагов, (в, в) которых едва слышно жебонять источники, (и, и) оливковых рощ, (и, и) ивовых левад, русалка, берегиня, нимфа...»