ЦИТОПЛАЗМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
УРОК 21. РЕАКЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В ЦИТОЗОЛЕ, НА ПРИМЕРЕ ГЛИКОЛИЗА
Цели урока: рассмотреть особенности
промежуточного обмена веществ, проанализировать механизмы гликолиза и их значение
для жизнедеятельности клетки.
Оборудование и материалы: таблицы или
мультимедийная презентация «Строение растительной клетки», «Строение животной
клетки», «Гликолиз».
Базовые понятия и термины: промежуточный
обмен веществ, гликолиз, цитозоль, катализ, ферменты, углеводороды, глюкоза.
ХОД УРОКА
И. Организационный
этап
II. Актуализация
опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Вопросы для беседы
1. Какие функции выполняет цитоскелет?
2. Какие компоненты входят в состав
цитоскелета?
3. Какие особенности строения
цитоскелета позволяют ему эффективно выполнять свои функции?
4. Зачем в клетке нужны
центріолі?
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами
беседы
Промежуточный обмен - процессы
превращения веществ в организме с момента их попадания в клетки и к образованию
конечных продуктов обмена. Отдельные компартменти клетки (органеллы, цитозоль) есть
местом протекания различных реакций промежуточного обмена, которые дополняют друг друга.
Промежуточный обмен в различных органах и тканях имеет специфические особенности.
Активность процессов промежуточного обмена меняется в зависимости от условий существования,
функционального состояния организма, возраста. Регуляция процессов промежуточного обмена
осуществляется преимущественно с помощью гормонов.
Одним из важнейших процессов
промежуточного обмена является гликолиз. Гликолиз является последовательностью десяти биохимических
реакций в ходе которой глюкоза (С6Н12О6)
превращается в пируват (С3Н5О3). При этом
образуются молекулы с макроергічними связями - по две АТФ и НАДН, которые в дальнейшем
используются клеткой для удовлетворения своих энергетических потребностей. Все эти
реакции происходят при участии ферментов.
В аэробных организмов образован
в результате гликолиза (аэробный гликолиз) пируват поступает в митохондрии, где
он взаимодействует с кислородом с образованием карбон(IV) оксида, воды и молекул АТФ. В анаэробных условиях
(анаэробный гликолиз) пируват в разных организмов может превращаться в
лактат или этанол. Кроме синтеза АТФ процесс гликолиза обеспечивает клетку
материалом для создания жирных кислот с длинной цепью.
В гликолизе выделяют три основные
этапы. На первом преобразованиям подвергаются гексози, на втором - тріози, на
третьем - карбоновые кислоты.
Характеристика гликолиза:
• большинство реакций обратимы;
• все метаболиты находятся в
фосфорилированной форме;
• источником фосфатной группы в
реакциях фосфорилирования является АТФ или неорганический фосфат;
• регенерация происходит под НАД
время аэробного гликолиза с помощью дыхательной цепи. Водород транспортируется
в митохондрии при участии переносчиков (мембрана митохондрий непроницаема для
протонов). Во время анаэробного гликолиза регенерация НАД+
осуществляется независимо от дыхательной цепи. В этом случае акцептор водорода
от НАДН является пируват, который восстанавливается в лактат.
Анаэробный и аэробный гликолиз
энергетически неравноценны. Образование двух моль лактата из глюкозы сопровождается
синтезом всего 2 моль АТФ, потому что НАДН, полученный во время окисления
глицероальдегідфосфату, не используется дыхательной цепью, а акцептуется
піруватом. Анаэробный гликолиз, несмотря на небольшой энергетический эффект, является
основным источником энергии для скелетных мышц в начальном периоде
интенсивной работы, то есть в условиях, когда снабжение кислородом ограничено. Интересно
также то, Что зрелые эритроциты не имеют митохондрий и также получают энергию за
счет анаэробного окисления глюкозы.
IV. Обобщение,
систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Дать ответы на вопросы:
1. Какие компоненты входят в состав
цитоплазмы?
2. Какие функции выполняет цитозоль?
3. Какие особенности цитозоля
позволяют ему эффективно выполнять свои функции?
4. Что образуется в результате реакций
гликолиза?
5. Какое значение гликолиз имеет для
живых организмов?
V. Домашнее
задача