Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Спишите
предложения. Объясните правописание
союзов.
1. Гетьте, думы, вы
осенние облака! Поэтому нонче весна золота (Леся Украинка). 2. Но мы с тобой были
когда товарищи (Леся Украинка). 3. Если бы вы учились так, как надо, то и
мудрость бы была своя (Т. Шевченко). 4. Ну что бы, казалось, слова (Т.
Шевченко). 5. Чтобы между нами не погас свет величественное, ты поставил «настороже»
слово твое вечное. 6. Как бы я теперь хотела в малое човенце сесть и далеко на восток
солнца золотым путем уплыть! (Леся Украинка) 7. Тьма упала на город
внезапно, будто кто опустил завесу (В. Шевчук).
8.Дівчата спросонку
сначала перекликаются с кем-то, словно пробуя голоса (И. Ле). 9. Если потеряно
все, остается совесть (Л. Первомайский).
2. Допишите в
представленных пословицах нужны
по смыслу местоимения, укажите их разряд.
1. Ммягко стелит, ... твердо спать. 2. В глаза любит, ...за глаза гудит. 3.
Нетойурожай,... вполе, ...то, ... в кладовке. 4. Снег и метель ... уже зима
возле уха. 5. ... хлеб и одежда, ел бы казак лежа. 6. Защитил, ... волк овец.
7. Такая правда, ... на иве груши. 8. Миры, звезда, на все поле, месяц ...
сойдет. 9. ... летом частые
зарницы - будет хороший урожай.
3. Найдите «лишнее» слово, учитывая
группы союзов по значению:
а) потому что, тем что, потому что, в связи с тем
что, зря что;
б) чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, чтобы, тем
что;
в) как только, только, скоро, еле, как будто, с
того времени как;
г) языков, словно, если бы, словно, будто, как.
4. Раскройте скобки, записывая союзы
отдельно или вместе.
1. Я знаю, ты г
своем течении ... никому спуску не даешь.: (а) ни государству, ни человеку, ни седине,
(а) ни ребенку (М. Винграновский). 2. Ты будешь жить от рода и до рода, (к)
пока хлеб растет, пока изобилует цвет (Г. Волынец). 3. Поэтому и тревожно за слово
горячее (а) бы не попали в мыслях огрызки (П. Воронько). 4. И все же мне
хочется очень, (что) бы стозвуко звучало и мое. Родное слово... (В. Крищенко). 5.
Которого (ж) мы будем племени-рода, (как) что будет в устах наша речь меркнуть? (А.
Демиденко) 6. Есть чувства такие прозрачные, (что) когда (б) из них отлить зари, они бы
светились, как небесные (П. Воронько). 7. Долго пели девушки, долго гуляли
ребята, (не) смотря (на) то что на второй день надо было рано вставать (И.
Нечуй-Левицкий). 8. (В) тот (время) как на улице все вигоряло, барометр уже третий
день показывал в конторе дождь (О. Гончар). 9. Даю тебе этот меч, зря (что) ты не
сильная (Леся Украинка). 10. Хорошо, очень бы хорошо было, если бы (то) оно так и
произошло, как думается (Т. Шевченко). 11. Только (но) Хаецкий сел с товарищами
завтракать, как за окнами ударила тяжелая пушка (О. Гончар). 12. Ночь пройдет, как уже
не раз проходила, то (же) не зря тьма дрожит (Леся Украинка).
5. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните
правописание союзов.
1. Как (бы) не
крутила метель, блеснет луч - лед растает (3. Гончарук). 2. Как (бы) я
была звездой в небе, я бы не знала ни тоски, ни жалости (Леся Украинка). 3. Что (бы)
пришло на землю долгожданное счастье, надо большого труда (Г. Коцюбинский). 4.
Ветры поют над волнами нив о (то), как в непогоду он край защищал (П.
Усенко). 5. Как (бы) те лучи золотые в струны чарами которыми повернуть, я бы с
них сделала золотую арфу (Леся Украинка). 6. Где бы он не был, что (бы) с ним не случилось,
привык никогда не склонять голову (Петр Панч). 7. Молнии поэт держал в руке -
то (же) молнии он бросал с трибуны (П. Тычина). 8. Хотела бы я песней стать в
сюю минуту ясную, что (бы) свободно по миру летать, что (бы) ветер разносил эхо
(Леся Украинка). 9. У меня одна мысль: как (бы) нам нашу красную язык так высоко
поднять, как поднял ее Шевченко в песне (Панас Мирный). 10. На том и беда, что (б)
с тем бедствием бороться (Т. Шевченко). 11. Покорит должны дождливую мы непокорную
облако - то (же) будем же сеять в пашню новую пшеницу яровую (Г. Рыльский).
6. Перепишите, раскрывая скобки.
Вверх знамя, а
светоч в руки, и, что (бы) ни случилось, - вперед (М. Старицкий). 2. Как (бы) я
беспокоился лишь о себе, уже бы давно онемел от одиночества (Д. Павлычко). 3.
Память могла бы убить нас, когда (бы) не имела спасительной свойства забывать (Л.
Первомайский). 4. Одна у нас председатель, хоть (бы) мы как несли ее высоко (Г.
Рыльский). 5. Зря (что) рыжим называют, за (то) же сердце у него золотое (О.
Гончар). 6. Как (бы) то дались орлинії крылья, за синим бы морем милого нашла
(Т. Шевченко). 7. Погиб бы, наверное, люд несчастный, как (бы) погасла и
маленькая искра любви братской (Леся Украинка). 8. Народная песня - то (ж) земли
украшение (Г. Рыльский).
7. Перепишите, раскрывая скобки.
Выясните, в каких случаях слова являются союзами, а в каких - другими частями
языка.
1. А Миша (тем)
временем добежал домой (Б. Гринченко). 2. (Тем) (время) как гости разговаривали и пили
чай, молодой Радюк приехал во двор (И. Нечуй-Левицъкий). 3. Кто сделал вред,
(о) том никто не узнал: (за) то знала одна Ва-силина (И. Нечуй-Левицкий).
4. (О) то деда не видно (В. Нестайко). 5. (За) то же как в праздник или в воскресенье,
как вырвешься на улицу, все село разливается песнями (Панас Мирный). 6. Но
иногда мы Стьопці прощали (за) то, что, на наш взгляд, он слишком много знал (В.
Нестайко). 7. Как на ноги сп'явся, то (и) за работу взялся. 8. Не каждый, кто
заботится, то (и) имеет (Народное творчество). 8. Перепишите текст. Выпишите союзы,
сделайте их морфологический разбор.
Тяжело заболел
князь Владимир Мономах. Различные знахари и целители бывали у него, но ничем
никто не способен был помочь. Казалось, наступила судна пора прощаться князю с
этим миром. И вот кто-то сказал, что в монастыре Феодосия Печерского живет
необычный монах по имени Агапит, который лечит все болезни и возвращает всех с
тисков смерти к жизни.
Послали из Чернигова
до Киева гонцов. Появились они к игумену монастыря и просят немедленно
отпустить знахаря-чудотворца Агапита до Чернигова. Тот ответил, что не властно
над Агапитом и не может давать ему никаких приказов. Агапит поступит так, как сам
считает нужным.
Попросили позвать
Агапита. Пришел он, внимательно выслушал Мономахових послов. Вздохнул и ответил на
их просьбе, что наложил на себя обет, поклялся перед Богом никогда не
бросать стен святой обители, а потому и не может двинуться с ними на Чернигов.
Мономаху послы гневались на Агапита, всовіщали его и умоляли его сломать
присягу во имя спасения князя. Но Агапит был неумолим. Сказал, что слово
его перед Богом - твердое, и он никогда и ни за что не нарушит его. Однако
обязанность врача не позволяет ему оставить Мономаха без помощи. И не потому, что
то славный князь, великий сын Русской земли. Для Агапита все больные равны, все
одинаковые, никогда и никому не дает он преимущества, всех стремится исцелить с недуга.
И передал через посланников чудодейственное снадобье для Мономаха. Еще и заверил, что тот
скоро станет на ноги (М. Слабошпицкий).