Вебер Макс (1864 - 1920) - немецкий социолог и философ политики, один из достаточно влиятельных и авторитетных представителей научной мысли XX в. В. выходец из состоятельной семьи, отец его был депутатом германского рейхстага. Он изучал право и экономику в университетах Берлина, Гейдельберг, Мюнхен, защитив диссертацию, преподавал в университетах Германии, читал курс лекций в США, Австрии.
Творческое наследие В. определяется широким диапазоном научно-исследовательского интереса: история экономики, политэкономия, теория морали и религии и др. Однако М. Вебер - прежде всего основатель нового направления в социологии - так называемой понимающей социологии. Он является основателем теории социологии действия, автором концепции идеального типа, которая признана классической. Исходя из методологических принципов понимающей социологии, М. Вебер существенно развил теорию политики, обогатив ее прежде всего оригинальной трактовкой природы политической власти (концепция бюрократии) и классификацией типов легитимного господства (осуществления власти).
Политическая часть доктрины М. Вебера прежде всего посвящена характеристике капитализма как типа организации общественной жизни. Исповедуя принципы рациональности и приоритета духовного (морального) начала, он предложил соответствующую альтернативу марксизму - концепцию капитализма ("Протестантская этика и дух капитализма"). К сущностным характеристикам капитализма мыслитель причислял рациональное хозяйствование и стремление к прибыли и, учитывая это, утверждал, что в таком понимании "капитализм" существовал "во всех культурных странах земного шара: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древних времен, средних веков и нового времени". В. называл главной тенденцией развития цивилизации эволюции рациональности, ее кумулятивность, рост. По М. Вебером эта тенденция определяет "дух капиталистического предпринимательства", проявляется в профессиональной деятельности, воплощается в законодательстве, политической власти и т.д. В. фактически абсолютизировал рациональность, отождествлял ее с культурой, оказывал ей рокового значения в смысле неизбежной "судьбы Запада".
М. Вебер в контексте своей концепции рациональности, используя понятийный аппарат "понимающей социологии", глубоко анализирует систему и социальные функции политической власти, сущностные составляющие политики. Последнюю он рассматривает в узком и широком смысле, определяет как стремление к участию во власти или оказании влияния на распределение власти между государствами, внутри государства или между группами людей, которые оно в себе содержит. За В. государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. С учетом оснований, оправдывающих господства одних над другими, ученый выделяет три типа легитимного господства: рациональное, традиционное и харизматическое. Рациональное присуще европейским государствам и США, оно предполагает подчинение не так личностям, как законам. Традиционное господство опиралось на вере не только в законность, но и святость существующих порядков системы власти. Харизматический тип господства, по утверждению В., опирался на веру подданных в необычайный дар политического лидера. Этот дар должен постоянно питать веру - получать победы, творить выдающиеся поступки. Обычно это авторитарный тип политической власти.
Вебер рассматривает понятие легитимности власти, связывая ее с типами господства. По его определению, легитимность означает совокупность тех ценностей и правил, которые дают реальную возможность достичь понимания во властных структурах. В. считал, что достичь взаимопонимания можно, во-первых, за счет авторитета прошлого (традиционный тип легитимного господства, основанный на вере в святость издавна существующих порядков). Во-вторых - путем соблюдения законности, разумных правил и норм (рационально-легальный тип легитимного господства). И наконец, в-третьих, - через посредничество личной воли, доблести главы соответствующего государства, вождя (харизматичный тип).
В то же время В. разработал и другую знаменитую так называемую теорию рациональной бюрократии. Согласно этой теории, практическое осуществление государственного управления неизбежно принадлежит профессиональной бюрократии. Последняя является своеобразным фактором рационализации власти, характеризуется эффективностью распределения обязанностей, строгой иерархичностью властных функций, формально установленной системой правил управленческой деятельности. В То Же Время М. Вебер фиксировал реальный факт политического отчуждения этих "людей политики" от реального общества, предупреждал об угрозе бюрократизации общества.
С целью предотвращения тирании бюрократии мыслитель предлагал задействовать теорию плебисцитарной демократии. Согласно с ней харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем, то есть прямым голосованием всего народа, должен дополнить недостаточную легітимізуючу силу парламентарной демократии. Кроме того, М. Вебер анализировал и формы демократии без вождя, целью которых появляется сведение к минимуму господство человека над человеком благодаря созданию системы рационального представительства интересов, механизма коллегиальности и разделения властей.
В. принадлежал к тем мыслителям, которые хотели сохранить политическое наследие О. Бисмарка и стремились добиться доступа Германии к мировой политике. Поэтому он ставил на первое место величие и мощь государства, очень высоко ценил понятие нации. Учитывая неудачи имперской политики, И. приготовил проект реформ политических институтов Германии, которые имели целью "парламентаризацию" немецкого политического устройства. Весьма интересными были соображения В. относительно личности политика вообще, который отличается от других людей значительным инстинктом власти.
Таким образом, проблема примирения государства и общества, которая была определена основным направлением общественно-политических исследований в XIX в., существенно развита в научном наследии М. Вебера. Именно социологические и политологические подходы И. довольно ощутимо повлияли на политологические теории западных теоретиков. Творческое наследие В. очень большая и богатая и уже более полувека является предметом изучения представителями различных общественных наук. Имея определенную двусмысленность, это наследие дает возможности каждому следующему поколению ученых открывать что-то для себя, или по-новому прочитывать этот доработок и чувствовать актуальность основополагающих подходов этого мыслителя.
Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990; Политологический энциклопедический словарь. - К., 1997; Кто есть кто в европейской и американской науке: Малый политологический словарь. - Львов, 1997; Политология. Краткий словарь. - Ростов н/Д, 2001; Политологическая энциклопедия. - М., 2003.
А. Кудряченко