Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология. Комплексный справочник - подготовка к ЗНО и ДПА

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. БИОСФЕРА

 

Тестовые задания

 

1. Автор учения о биосфере:

А) Т. Морган;

В) М. И. Вавилов;

Б) Г. Мендель;

Г) В. И. Вернадский.

 

2. Автотрофні организмы, продуцирующие органические вещества:

A) редуценти;

В) продуценты;

B) деструктор;

Г) консументи.

 

3. Тип взаимодействия шапочных грибов и деревьев:

А) мутуализм;

В) паразитизм;

Б) хищничество;

Г) конкуренция.

 

4. Верхняя твердая оболочка Земли:

A) литосфера;

Б) гидросфера;

B) тропосфера;

Г) стратосфера.

 

5. В состав планктона входят:

A) актинии;

Б) ламинария;

B) фораминиферы;

Г) хламідомонади.

 

6. Реакция организмов на сезонные изменения длины светового дня:

A) симбиоз;

Б) мутуализм;

B) паразитизм;

Г) фотоперіодизм.

 

7. Сигнал к сезонным изменениям у животных:

A) увеличение атмосферного давления;

Б) уменьшение продолжительности светового дня;

B) уменьшение количества питательных веществ;

Г) уменьшение температуры окружающей среды.

 

8. Установите соответствие между названиями факторов природной среды и их характеристикой.

A) антропічні;

Б) абиотические;

B) биотические.

1. все компоненты и свойства неживой природы;

2. взаимодействие между особями в популяции;

3. хозяйственная деятельность человека;

4. совокупность взаимодействий организмов с условиями окружающей среды.

 

9. Установите соответствие между группами в экологической системе и организмами

A) продуценты;

Б) консументи 1-го порядка;

B) консументи 2-го порядка;

Г) редуценти.

1. лягушки;

2. хрущи;

3. березы;

4. бактерии гниения;

5. прионы.

 

10. Установите соответствие между группами в экосистеме и организмами.

A) продуценты;

B) консументи И порядке;

В) консументи II порядка;

Г) редуценти.

1. вирусы;

2. бактерии гниения;

3. растительноядные насекомые;

4. хищные насекомые;

5. растения.

 

Практические задания

1. Пользуясь правилом экологической пирамиды определите, какая масса водорослей и бактерий нужна, чтобы в море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг.

2. Масса сена с 1 м2 луга составляет 200 г, с вико-овсяного поля - 500 г. На основе правила экологической пирамиды определите, какая площадь луга или вико-овсяного поля нужна, чтобы из него смогла прокормиться в течение года человек массой 54 кг (с них 63% составляет вода). Цепь питания: трава -> корова -> человек.

3. Какова площадь водоема (га) может прокормить белого пеликана (10 кг, 60% массы составляет вода) в цепи питания: планктон -> рыба -> пеликан? Непродуктивность 1 м2 водоемы - 600 г органического вещества.

4. Биомасса планктона составляет 1 кг/м2. По правилу экологической пирамиды определите площадь (га) соответствующего биогеоценоза, в котором сможет вырасти и прокормиться пара судаков по 4 кг каждый. Цепь питания: планктон -»растительноядные рыбы -> судак. С заданных значений массы планктона и рыб 40% приходится на сухое вещество.

5. Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям: продуценты, консументи или редуценти? Обоснуйте свою точку зрения, составив цепь питания.