Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Прочитайте предложения, выпишите глаголы с
выделенными существительными с предлогами, поставьте к ним вопросы и скажите, на что
они указывают.
Тропа извивалась в
высокой траве под насыпью. В подоблачном черных глубинах жутко гуляли
прожектора. На востоке легла по горизонту огромная оранжевая полоса. На рассвете
Будапештське шоссе было уже запружено пушками. Маковейчик, оглянувшись, чуть не
крикнул от неожиданности (3 произведений А. Гончара).
2. Спишите текст. Определите падеж
существительных с предлогами. Какой предлог употреблен с несколькими падежами?
Матрена махнула на
себя платочком, села на завалинке и задумалась. Илья, пристально следя за ней,
против воли засмотрелся на красоту ее, что теперь еще как-то отчетливее проявлялась на
сером фоне стены, - на ту красоту, что не бьет в глаза, что на первый взгляд едва
примечательна, а только в нее вдивишся, можно впитися и глазами, и сердцем, всею
существом. То была красота, что воспитывается только на Украине, но не такая, как
рисуют некоторые из наших писателей. Не было в ней ни «губок, как бутон,
красных, как хорошо ожерелье», ни «подбородок, как орешек», ни «щек, как полная
рожа», и сама она не «вилискувалась, как маков цвет в огороде». Черная, без лоска,
толстая коса; невысокий, чуть выпяченный лоб; нос тонкий, ровный, с живыми
ноздрями; свежие, будто детские, губы, что-то мило загибались на концах; легкая
смага на матовых, словно мраморных, щеках и большие, очень большие, с
длинными ресницами, темно-серые глаза, из которых казалось, глядя, как лилось какое-то
тихое, мягкое, ласковое свет, - то была и вся красота этой девушки (В.
Винниченко).
3. Запишите фразеологизмы, объясните их
значение и укажите, с каким падеже употреблено предлог. С любыми четырьмя
фразеологизмами составьте предложения.
Сбиться с ног,
брать к сердцу, смотреть сквозь пальцы, не спускать с глаз, достать из-под земли,
вилами по воде писано, земли под ногами не слышно, взять себя в руки, висеть на волоске,
налегать на ноги.
4. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните
написание предлогов вместе, раздельно или через дефис.
1. Течет
вода (с) по роще и (по) под горой. Плещутся качаточка (по) между осокой (Т.
Шевченко). 2.Чіпка глянул на деда, підвівсь и поплелся стороной (по) над
стада, словно пьяный, словно угорел (Панас Мирный). 3. (С) по лесу, (с) за тумана
месяц следует (Т. Шевченко). 4. (3) над облаков временем прилине прощание с летом
журавлиное (П. Тычина). 5. Блеснуло солнце (с) вне гор в земном саду (А
Крымский). 6. Прочь (по) над морем, над волнами синими вьются, не остановятся
чаечки белые (Леся Украинка). 7. Что в мире милее (над) звездные ночи, что в мире
яснее (над) милого глаза (М. Коцюбинский). 8. Стоим мы (в) четырех и глазами
лупаємо (И. Нечуй-Левицкий). 9. Не для того я возвращался домой, чтобы сидеть
(в) четырех стенах (П. Загребельный). 10. Я не летал в (над) звездные страны, а
все державсь бездольної земли (П. Грабовский).
5. Дополните предложения, выбирая из скобок
нужны слова или сочетания слов.
1. Мы поселились
втроем Мы поселились в трех ... (комнатах; в одной
комнате). 2. На горе.... Наверху ... (растет лес; над нами всю ночь стучали
двери). 3. Каждый это объяснял по своему ... Каждый это объяснял по-своему ...
(пониманию; и мы никак не могли прийти к согласию). 4. Ребята повернули в сторону....
Ребята повернули в сторону ... (с тропы, реки). 5. Я направился в глубь.... Я
отправился вглубь ... (леса; и скоро вышел на поляну).
6. Перепишите, раскрывая скобки.
Объясните, в каких случаях слова прийменниковими сочетаниями, а в каких -
однозвучними наречиями; выясните различие в их написании.
1. (3) утра
началась настоящая осень (П. Загребельный). 2. Мирон мог долбить шурфы в
любом грунте (с) утра до вечера (В. Слипачук). 3. (На) что имели, (на) то и принимали. 4. (На) что мне кумовья - были бы
пироги. 5. Как сверху плохое, то (в) середине вдвое (Народное творчество). 6. (В)
середине острова над немалой бухтой расположились четыре десятки рыболовных
домов (Г. Трублаини). 7. Весна идет (на) встречу нам, весна (в) это время нам совет
(О. Олесь). 8. Все учащиеся класса пришли (на) встречу с ветеранами.
7. Перепишите текст, выбирая из скобок
нужны предлоги.
Мартовский вечер, я
на вершине горы, возвышающаяся над моим садом. Небо так близко, что боишься
встать в полный рост: буцнешся лбом о темно-синюю потолок - (и, и)
посыплются с неба звезды. А журавлиные ключи летят где-то выше зрение, журавлей не
видно, только их заунывные голоса, наполнив небесную сферу, звенят надо мной,
(и, и) начинаешь суеверно верить, что это не журавли курличуть, а разговаривают
друг с другом звезды. Но неизвестен ключ медленно уплывает за Днепр, на луга, голоса
все удаляются, небо молчаливое (и, и) невозмутимое, лицо (в, в) черных полях, над
оврагом, базарують потревоженные лисами сороки. А потом где-то за холмами снова
тенькнуть журавли, звук все ближе, шире, растет, наполняет звездное небо, и все
начинается сначала...
Полные минуты
моей жизни.
Солнце садится (в, в)
Днепр, а небо еще розово светится, и синие дымы от костров стелются по огородам
- (в, в) селе жгут прошлогодний бурьян. Я стою (в, в) подоле горы, похожей
очертаниями на доисторического динозавра, который приполз напиться воды из реки, и,
закрыв глаза, нашіптую, начакло-вую к журавлиного ключа в небе: «Пусть
произойдет чудо, как (в, в) сказках, и появится она, хозяйка этого озера и
нежно-зеленых холмов и оврагов, (в, в) которых едва слышно жебонять источника, и
оливковых рощ, и ивовых левад, русалка, берегиня, нимфа...»
8. Запишите представленные словосочетания в два
столбики, выбирая из скобок нужные местоимения:
а) с (со); б) с.
Кто-то (из, с, со)
нас дорога (с, с, из) города, плотник (с, с, с) хутора, Елена (с, с, с)
матерью, разговаривала (с, с, с) отцом, внук (с, с, с) дедушкой, обозреватель (с,
с, со) Львова, встретилась (из, с, со) артистами, вышел (из, с, со) двора, идти
(с, с, с) другими, поздравили (с, с, с) праздником, прощаться (с, с, с) миром,
(с, с, с) искренним сердцем.
9. Переведите и запишите на украинском
языке предложения. Следите, чтобы не нарушались правила благозвучия украинского
языка.
1. В чернильнице у Плюшкина были не
чернила, а какая-то заплесневевшая жидкость (Н. Гоголь). 2. Его мелочность и скаредность
вызывает у всех негодование и презрение. 3. С огромной силой Нагульнов толкнул
левым плечом дверь (М. Шолохов). 4. Накануне вечером со стороны северовосточной
опять появился туман (В. Арсеньев). 5. Дальневосточная.природа поражала с
первых же шагов (В.Ажаев). 6. В гостиной что-то небольшое упало со стола и
разбилось (А. Чехов). 7. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (Поел). 8. Нет
ничего в мире, чтобы могло прикрыть Днепр (Н. Гоголь). 9. Со лавки не было
видно берега, и поэтому ощущение бесконечности и величия морского простора еще
больше увеличивалось (А. Куприн).
10. Сделайте морфологический разбор
предлогов.
А прозвали наш
уголок Слепетником том, что был испещрен узкими и глухими закоулкам, которые
образовывали тесно поставленные дома. Малым я частенько бродил в тех уличных
лабиринтах, пока какая-то добрая душа не приводила меня зареваного к маме.
Страшно было на этих улочках еще и потому, что и среди белого дня там царили
сумерки. В нашем облитому бескрайними лесами поліськім селе ставили особые
заборы - дубовые плахи " убивались " в землю плотно, одна проз одну. Сверху, в
расщелину, вставляли прочную лату. С годами дуб темнел и такой плетень, черный и давний,
а еще густые сливняки, что росли за теми заборами, делали наши улочки действительно
слепыми. Плетни, точнее их крепостная конструкция, остались в нашем селе, наверное,
еще от Киевской Руси (М. Малыш).