Тема 2. МЕТАФИЗИКА
§ 2. Онтология как подразделение метафизики
Выяснение сущности исходного для систематического постижения действительности понятие бытия в аспекте других предельных (познавательных, смысложизненных) вопросов определяется осмыслением предмета или объекта изучения философского знания. Ведь проблема многообразия и единства системно-структурной благоустроенности и форм существования природного, человеческого, социального, трансцендентного, наконец, объективной действительности в соотношении с мышлением, познавательной деятельностью, сознанием является сферой предельного внимания философских поисков.
Так, по принятым от староантичних (Платон, Аристотель) утверждений о предмете определениями онтологического типа философия является учением о сущем, или «першоначала сущего». При этом философия как онтология отождествляется с метафизикой, что в традиционном смысле является учением о бытии как первооснову всего сущего, в отличие от феноменального существования предметов, явлений и т.п.
Следует подчеркнуть, что собственно Парменідів постулат о лишено чувственных качеств абсолютное бытие за пределами предметного мира («Одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли») обусловил классическую для новоевропейской науки тенденцию рационалистического вывод процесса из результата и саму концепцию неизменной истины как истины о постоянном (бытия), в отличие от постнекласических теорий процессуальной истины, что развивается, истины как процесса (становления).
С другой стороны, если классическую философию определяет противопоставление бытия и небытия, то в современной философии бытие определяется через противопоставление сущему.
При этом, если материалистическая и идеалистическая философские концепции бытия, отождествляя последнее с материальным или идеальным (мышлением) тяготеют к присущему науке объективизма, то неклассические философские концепции, определяющие бытие через сознание (человека), в своем противопоставлении процессуального бытия, завершенном сущем, тяготеют к субъективизму.
Следует отметить, что именно трансформация мировоззренческих ориентиров в Европе и мире второй половины XIX начала XX века обозначена опровержением претензий сцієнтизму и рациональности на единственно правильную оценку реальности, где индивидуальное оказывалось воспроизводимым в ідеологемах социального или биологического прогресса, - вызвала предельное обращения предмета философии в сторону антропологізму - человека как «крупнейшей проблемы» (Г. Шелер), предельных вопросам человековедения вообще.
Так, современная глобализация практически-преобразовательной деятельности человека, интеграция ее с природой определяет значимость форму-вание нового типа реальности - благодаря воплощению, например, выделенных М. Гайдеґґером принципов «співбуття», или же форм взаимосогласованности человека и бытия: «соотнесенности», «соподчиненности», «ввіреності» их друг другу, - объединяет природную и социально-историческое, объективное и субъективное.
Дальнейшее изучение темы требует выяснения сущности понятия картина мира (повседневная, научная, религиозная, философская) как определенного объективного его видение, в отличие от субъективно оценочного самоопределения человека в мире через мировоззрение.
В дальнейшем необходимым представляется анализ эволюции понятия бытия, а также раскрытие содержания категории бытия и его основных форм через понятие действительности, сущности, существования, субстанции, и, с другой стороны, материи, движения, пространства, времени, системности, а также вещи, свойства, отношения и т.д.