Раздел первый
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Тема 6. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
5. Образовательный уровень населения
В последнее время все чаще используется понятие "качество населения". Это комплексное понятие включает в себя целую систему характеристик заселения, а именно: образовательный уровень населения, его профессиональная структура, социальный состав населения, его подвижность, состояние здоровья, средняя продолжительность жизни, способность к восприятию нововведений, отношение к природе. При этом решающее значение имеет образовательный уровень, что связано с интеллектуализацией труда, повышением требований к его квалификации.
В 1950 г. доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (более 15 г.) составляла 44%. В 1990 г. этот показатель снизился до 1-3,9%, что в абсолютном значении соответствует 963 млн. человек.
На долю экономически развитых стран приходится около 4% всех элементарно неграмотных взрослых. Однако и этот показатель в 80-х годах привлек к себе внимание в связи с введением нового понятия - "функциональная неграмотность". Под этим термином понимают неспособность человека адаптироваться к политическим изменениям в обществе, структурных, технических и технологических изменений в экономике; поэтому представители этого типа людей пополняют ряды безработных. В США функциональная неграмотность характерна для 23 млн. человек, в Великобритании - 6 млн. человек. В бывшем СССР при
Количество неграмотных и уровень неграмотности в мире в 1990 г. (по данным ЮНЕСКО)
Регион | Количество неграмотных взрослых, млн. человек | Уровень неграмотности, % | |
Экономически развитые страны | 42 | 4,4 | |
Развивающиеся страны | 920,6 | 35,1 | |
в т.ч.: | | | |
Африка к югу от Сахары | 138,8 | 52,7 | |
Арабские страны | 61,1 | 48,7 | |
| Латинская Америка | 43,5 | 15,2 |
Восточная Азия | 281,0 | 24,0 | |
Южная Азия | 397,3 | 53,8 | |
Весь мир | 963,0 | 26,9 | |
| | | | | | |
4,3 млн. неграмотных (2% населения старше 15 лет) функциональная неграмотность была значительно выше.
В развивающихся странах проживает 96% всех неграмотных мира. В Южной Азии и в Африке (южнее Сахары) 50% всего взрослого населения неграмотны, почти столько же неграмотных и среди взрослого арабского населения. В Восточной Азии этот показатель составляет около 25%, а в Латинской Америке - 15%. В развивающихся странах коэффициент неграмотности среди мужчин составляет 25%, а среди женщин - 45% (в развитых странах - 2,6 и 3,9).
По доле неграмотных "рекордсменом" мира считают маленькое государство в Гималаях - Бутан, где 93% мужчин неграмотны, а среди женщин - 98%. Эти показатели высокие и в Афганистане - 93% и 95%, в Сомали - 82% и 94%, а также в странах Тропической Африки (Буркина-Фасо, Сенегал, Мавритания, Гамбия, Нигерия, Чад, Мали, Сомали - до 90% взрослого населения). Среди стран Америки больше неграмотных среди взрослого населения в Гаити.
Больше половины всех неграмотных приходится на две крупнейшие страны мира - Индию и Китай, где доля неграмотного населения достигает 52% и 27% соответственно, или 281 млн. и 224 млн. человек. Кроме этих стран, в "первую десятку" также входят Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Индонезия, Египет, Бразилия, Иран, Судан.
Для стран Европы характерен высокий показатель грамотности и высокий уровень образования населения.