Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки физики в 10 классе

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ

 

Урок № 11

Тема. Движение тела под действием нескольких сил

 

Цель: научить учащихся составлять уравнения движения с учетом всех сил, действующих на тело; формировать знания о способе решения задач по механике когда на тело действие несколько сил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока

 

Контроль знаний

5 мин.

Анализ результатов тематического оценивания по теме «Законы динамики»

Демонстрации

5 мин.

Движение по наклонной плоскости

Изучение нового материала

25 мин.

1. Алгоритм решения задач по динамике

2. Примеры решения задач

Закрепление изученного материала

10 мин.

Самостоятельная работа «Движение тела под действием нескольких сил»

 

Изучение нового материала

В предыдущем разделе программы («Законы динамики») были рассмотрены все принципиальные вопросы динамики: изучены три закона Ньютона, введены основные понятия (масса, сила), выяснены особенности сил природы, которые проявляют себя в механике, показаны решения основной задачи механики.

В этом разделе («Применение законов динамики») ставится не менее важная задача - научить школьников применять на практике все эти знания. Этот раздел позволяет также на новом, более высоком уровне повторить основные разделы кинематики и динамики. Этому в значительной мере способствует то, что отдельные задачи динамики в данном разделе классифицируются не по видам движений, а по видам сил, действующих на тела.

1). Алгоритм решения задач по динамике

Если в задаче нужно рассмотреть движение тела под действием нескольких сил, рекомендуется действовать в следующем порядке.

1. Запишите кратко условие задачи и подайте все числовые данные в СИ.

2. Сделайте чертеж, указав на нем все силы, действующие на тело, и направление ускорения. По каждой силы, действующей на данное тело, определите:

а) со стороны какого тела действует эта сила;

б) которой является физическая природа этой силы (тяжести, упругость или трения).

3. Запишите второй закон Ньютона в векторном виде.

4. Запишите дополнительные уравнения (например, формулы для сил или уравнения кинематики).

5. Выберите удобную систему координат и запишите уравнение второго закона Ньютона в проекциях на оси координат.

6. Решите полученную систему уравнений в общем виде.

7. Проанализируйте полученный результат (проверьте единицы измерения, рассмотрите частные или предельные случаи).

8. Найдите числовые значения искомых величин. Оцените правдоподобность полученных результатов.

9. Запишите ответ в общем виде (в виде формулы), а также числовые значения искомых величин с указанием их единиц измерения.

10. Если рассматривается движение системы тел, пункты 3 и 5 необходимо выполнить для каждого из тел, а в пункте 4 следует учесть кинематические связи.

 

2). Примеры решения задач

Задача 1. По гладкому столу с помощью горизонтального шнура тянут брусок, прикладывая к шнуру силу F. Масса бруска M, масса шнура m. Найдите силу T, с которой шнур действует на брусок. Докажите, что если массой шнура можно пренебречь, то эта сила равна F. Решение

1. На рис. 1 показаны силы, действующие на брусок и шнур. Запишем для каждого из этих тел второй закон Ньютона в векторном виде:

 

 

 

Рис. 1

 

2. Запишем второй закон Ньютона в проекции на ось Ox:

Ma = T1, ma = F - T2.

3. В соответствии с третьим законом Ньютона:

T1 - T2 = Т.

4. Подставив T1 = T2 - T в систему уравнений (см. пункт 2), находим:

image198

5. Проверяем и анализируем полученную ответ.

Если m M, действительно получаем T = F.

image196

Ответ: image199

 

Задача 2. Тело сползает равномерно по наклонной плоскости с углом наклона 40°. Определить коэффициент трения скольжения между телом и плоскостью.

Анализ и решение

Во время скатывания тела по наклонной плоскости на него действуют сила тяжести сила реакции плоскости и сила трения (рис. 2). Ускорение при равномерном сползании равна нулю. Следовательно, уравнение движения для тела: За направление оси Ox возьмем направление движения тела. Тогда получим следующее уравнение относительно этой оси:

 

 

Рис. 2

 

Учитывая, что image204 запишем уравнение (1) в виде:

image201

отсюда:

 

Задача 3. К нити, перекинутой через неподвижный блок, підвішано бремя массами m1 = 300 m2 = 600 г. С какими ускорениями движутся бремена? Сила натяжения нити? Во сколько раз вес второго груза отличается от веса первого?

Решение

Покажем все силы, действующие на бремя.

 

 

Рис. 3

 

Запишем уравнение второго закона Ньютона для каждого из грузов в проекции на ось у:

image205

На примере этой задачи следует показать ученикам два эффективных метода проверки полученного результата.

Первый из них - проверка на симметрию. Очевидно, если поменять бремя местами, натяжение шнура и модуль ускорения тяжестей имеют не измениться. Полученные для a и T выражения этому требованию отвечают (если заменить m1 m2 значение T не меняется, а ускорение изменяет только знак). Второй метод - проверка на частные и предельные случаи. Например, если m1 = m2 = m, ускорение должно равняться нулю, а T = mg. Если m1 0 должно быть a g, T 0 (груз 2 свободно падает и поэтому находится в состоянии невесомости). Полученные формулы отвечают и этим требованиям. Вес обоих тяжестей является одинаковой, насколько бы не отличались их массы, оба тяжести действуют на шнур с одинаковыми силами. Дело в том, что вес меньшего бремени увеличивается (ускорение этого бремени напрямлене вверх), а вес большего бремени уменьшается.

Ответ: 3,3 м/с2; 3,9 Н; оба бремена имеют одинаковый вес.

 

Самостоятельная работа «Движение тела под действием нескольких сил»

Начальный уровень

1. За которого соотношение сил, действующих на автомобиль, он будет двигаться горизонтальным участком дороги с учетом сил сопротивления движению, рівноприскорено? К решению сделайте рисунок.

2. За которого соотношение сил, действующих на пузырек воздуха, который поднимается со дна водоема, движение пузырька становится равномерным? К решению сделайте рисунок.

Средний уровень

1. В шахту начали опускать ведро массой 0,5 т с начальной скоростью, которая равнялась нулю. 0,2 мин. он прошел 35 м. Найдите силу натяжения каната, к которому підвішано ведро.

2. Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска скорость 10 м/с, останавливается на горизонтальном участке после окончания спуска за 40 с. Определите величину силы сопротивления.

Достаточный уровень

1. С высоты 25 м предмет падал в течение 2,5 с. Какую часть от силы тяжести составляет средняя сила сопротивления воздуха?

2. Мотоциклист трогается с места и под действием силы тяги в 214 Н разгоняется на горизонтальном участке пути длиной 250 м. Коэффициент сопротивления движению 0,04. Сколько времени длится разгон? Какая скорость достигается? Масса мотоцикла с мотоциклистом - 180 кг.

Высокий уровень

1. Ящик массой 10 кг перемещают по полу, прикладывая к нему определенную силу под углом 30° к горизонту. В течение 5 с скорость ящика возросла с 2 м/с до 4 м/с. Коэффициент трения скольжения между ящиком и полом равен 0,15. Определите эту силу. Под каким углом к горизонту должна быть приложена сила, чтобы она была минимальной?

2. К потолку лифта, движущегося на нитке підвішано гирю массой 1 кг. К этой гире привязано другую нитку, на которой підвішано гирю массой 2 кг. Найдите силу натяжения Т верхней нити, если сила натяжения нити между гирями равна Т0 = 9,8 H.

 

Домашнее задание

Основное: Гельфгат И. М., Ненашев И. Ю. Сборник задач. - Х. : Гимназия: Ранок, 2000.

1. Какую силу нужно приложить к ящику массой 50 кг, чтобы затащить его вверх по склону длиной 20 м и высотой 6 м? Сила направлена вдоль склона, трение отсутствует.

2. Груз массой 30 кг находится на наклонной плоскости с углом наклона 20°. Какую силу нужно приложить к грузу вдоль склона, чтобы: а) затянуть груз вверх; б) взыскать груз вниз? Коэффициент трения груза о плоскость равен 0,4.

3. Тело равномерно тянут вверх по наклонной плоскости с углом наклона 45°, прикладывая силу в направлении движения. За которого коэффициента трения приложена сила превышает силу тяжести?

________________________________________________________________________

* Борсенко Ольга Никитична - учитель физики Соколовского общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней Жашковской районного совета, вторая категория