Информатика
Уроки по Информатике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
10 класс

ТЕМА 4. ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДИСКАМИ (5 ЧАСОВ)

 

№ урока в теме

Содержание

Количество часов

1

Форматирование диска. Диагностика диска

1

2

Дефрагментация диска. Восстановление информации на диске. Правила записи и считывания информации с дискет

1

3

Понятие о компьютерных вирусах. Классификация компьютерных вирусов. Принципы «заражения» компьютерным вирусом диска и памяти компьютера

1

4

Антивирусные программы, их классификация и принципы работы. Ознакомление с работой антивирус - ных программ. Защита информации

1

5

Принципы сжатия информации. Архивация файлов. Работа с программами-архиваторами. Создание архива, добавление файлов в архив, просмотр содержания архива, извлечения файлов из архива, раскрытие архивированных файлов

1

 

Урок 20

Форматирование диска. Диагностика диска

 

Цель:

· охарактеризовать новую тему, осветить ее роль в курсе информатики; ввести понятие форматирования, диагностики и дефрагментации дисков; ознакомить учащихся с правилами записи и считывания информации с дисков, со способами восстановления информации на дисках; научить проводить необходимое обслуживание дисков;

· развивать практические навыки работы с ПК, мышью и клавиатурой; интерес к предмету, желание учиться; развивать логическое мышление, память;

· воспитывать серьезное отношение к выбору будущей профессии, умения объективно оценивать себя и других.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного материала

1) В каком виде хранится и обрабатывается информация в ПК?

2) Как хранится информация в ПК?

3) Какие виды дисков вы знаете? Чем они отличаются?

4) В каких единицах измеряется размер информации?

 

II. Мотивация учебной деятельности

Как вы считаете, нужно «наводить порядок» в информации, что есть на дисках? А в компьютере? Для чего это нужно делать?

По вашему мнению, к чему может привести слишком жидкое обслуживания дисков?

Учащиеся под руководством учителя определяют тему урока - обслуживание дисков, что необходимо знать любому пользователю ПК.

 

III. Изучение нового материала

Мини-лекция учителя

1. Форматирование дисков. Способы записи и считывания информации с дисков

Сектор - это минимальная единица чтения и записи данных на диске. Размер сектора указывает, сколько байт может быть записано в сектор.

Емкость диска зависит от количества дорожек на диске, количестве секторов на дорожке и размера сектора. Новые диски перед использованием необходимо отформатировать.

Форматирование - процесс разметки диска на сектора и дорожки средствами ОС.

Кластер - группа логически последовательных секторов на диске. На каждом диске есть таблица размещения файлов (File AlloKation Table, FAT), которая представляет собой список кластеров диска, по которым ОС находит все части необходимого файла. Для надежности на диске находятся две одинаковые таблицы. {Демонстрация действий учителем)

2. Диагностика диска

Каждый файл, который записывается на диск, занимает несколько кластеров, причем часть памяти последнего кластера не используется. Последовательность кластеров, которые занимает конкретный файл, не является непрерывной: в общем случае - это совокупность разбросанных на диске групп кластеров, которые соединены между собой специальными ссылками, размещенными в FAT-таблице. Такая организация файлов обеспечивает максимальную гибкость системы. Например, если вы корректируете файл и увеличиваете его размер так, что файла понадобится новый кластер, системе не нужно переписывать файл заново на свободное место: достаточно найти на диске свободный (неиспользованный) кластер, записать в него новую информацию и связать его с предыдущим кластером.

И наоборот, если размер файла при модификации уменьшается, то часть его кластеров отмечается как свободная и может быть использована для записи на них другого файла.

Когда вы начинаете работу с чистым магнитным диском, то средствами ОС файлы на него записываются последовательно. Но при интенсивных манипуляциях с файлами (при модификации, уничтожении старых и записи новых файлов разной длины) растет уровень фрагментации диска; файл, что логично воспринимается как единое целое, физически расщеплен на множество звеньев, которые расположены в кластерах на разных местах диска. Это приводит к следующим негативным последствиям:

1) возрастает вероятность разрушения целостности файла;

2) становится почти невозможным восстановление случайно уничтоженного файла;

3) уменьшается производительность компьютера: при чтении (записи) файла значительное время тратится на дискретное перемещение головки дисковода, которая считывает информацию с одного участка диска на другую;

4) ускоряется износ механизма дисковода.

Время от времени нужно проводить диагностику диска и устранять обнаруженные повреждения. Программа ScanDisk позволяет проверять жесткий или гибкий диск на правильность логической организации файловой системы и находить физические дефекты поверхности диска; исправлять ошибки. {Демонстрация действий учителем)

 

IV. Закрепление материала

Выполнение учащимися практического задания на компьютере.

1. Осуществить форматирование дискеты

Форматирование

· Запустить утилиту для форматирования дисков (щелкнуть правой клавишей мыши на изображении диска А: в Проводнике или папке «Мой компьютер».

· Установить соответствующие параметры и провести быстрое форматирование.

· Выполнить форматирование диска, выбрав режим полного форматирования с переносом системных файлов. Обратить внимание на файлы, которые появились после этого на диске. (Для того, чтобы увидеть скрытые файлы, нужно включить режим отображения: Вид\Свойства папки\Вид\Файлы и папки\Скрытые файлы.)

2. Сделать диагностику жесткого диска D.

Диагностика поверхности диска и файловой системы

· Запустить утилиту для проверки дисков: Пуск\Программы\Стандартныеые\Служебные\Проверка диска. Установив параметры согласно индивидуальному заданию, провести проверку. При наличии дефектных участков, провести их «восстановления». Проанализировать результаты проверки, появившиеся в информационном окне.

 

V. Итоги урока

1. Анализируем, достигнуты ли поставленные в начале урока цели. Научились тому, чего планировали научиться?

2. Делается анализ изученного материала.

 

IV. Домашнее задание Проработать материал учебника.