РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО
УРОК 21. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Ожидаемые результаты: ученик называет основные отрасли химической промышленности; характеризует сырьевую базу отрасли; объясняет факторы размещения отраслей химической промышленности; показывает на карте основные районы и центры химической промышленности; определяет связи химической промышленности с другими отраслями; приводит конкретные примеры негативного влияния химической промышленности на окружающую среду.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник географии, атлас, карта «Химическая и нефтехимическая промышленность», контурные карты, статистические данные о развитии отраслей химической промышленности.
Опорные понятия: химическая промышленность, горно-химическая промышленность, основная (неорганическая) химия, промышленность органического синтеза.
Географическая номенклатура: горно-химическая промышленность - Яворов, Новый Раздол, Калуш, Стебник, Артемовск, Славянск; основная химия - Днепродзержинск, Горловка, Северодонецк, Одесса, Черкассы, Ровно; химия органического синтеза - Лисичанск, Горловка, Северодонецк, Днепродзержинск, Запорожье; производство и переработка полимеров - Донецк, Северодонецк, Днепропетровск, Белая Церковь.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Химическая промышленность - это отрасль промышленности, обеспечивает развитие научно-технического прогресса во всех отраслях хозяйства. Продукцией являются новые материалы, заменяющие металлы, древесину, натуральные ткани. Развитие современного сельского хозяйства невозможно без минеральных удобрений и средств защиты растений. В разных отраслях и быту широко используются лаки и краски.
II. Актуализация опорных знаний
- Что вы изучаете на уроках химии?
- Какие химические средства используются в быту? Какие свойства они имеют?
- Какую опасность могут представлять химические вещества?
III. Изучение нового материала
1. Значение и отраслевая структура химической промышленности.
Факторы размещения предприятий отрасли
Отрасль тяжелой индустрии, производящая разнообразную продукцию, используя химические методы переработки сырья.
Выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную (неорганическую) химию и промышленность органического синтеза.
Основные факторы размещения предприятий отрасли: сырьевой, энергетический, потребительский и экологический.
2. География горно-химической промышленности и основной химии
Важнейшие районы: Предкарпатье (сера в Яворове и Новом Роздоле, калийной соли в Калуше, Стебнике) и Донбасс (каменная соль в Артемовске, Славянске).
Основная химия - Днепродзержинск, Горловка, Северодонецк. Большие заводе работают в районах потребления азотных удобрений и прохождения газопровода (Черкассы, Ровно, Одесса).
Калийные удобрения - Калуш и Стебник, фосфорные - Винница, Сумы, Одесса.
3. География химии органического синтеза и других отраслей химической промышленности
Химия органического синтеза в основном использует нефть и природный газ. Полимеры - Донбасс и Приднепровье (Донецк, Северодонецк, Запорожье, Днепродзержинск, Горловка, Днепропетровск).
Химические волокна - Киев (искусственный шелк), Черкассы (искусственный шелк), Житомир (синтетические волокна), Чернигов (синтетические волокна).
4. проблемы развития и размещения отрасли
Важным фактором развития химической промышленности является производство конкурентоспособной продукции. Это требует технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий с целью снижения расходов сырья и электроэнергии на единицу продукции; увеличение глубины и комплексности переработки сырья; освоение производства новых видов конструкционных материалов.
Экологические проблемы.
IV. Закрепление материала
- Составьте схему «Отраслевой состав химической промышленности».
Работа с картой
Используя карту «Химическая и нефтехимическая промышленность», определите центры основной химии. Обозначьте и подпишите их на контурной карте.
- Используя карту «Химическая и нефтехимическая промышленность», определите центры химии органического синтеза. Обозначьте и подпишите их на контурной карте.
Дополните схему «Связи химической промышленности с другими отраслями».
V. Домашнее задание
Для записей: