Основы философских знаний
Раздел пятый ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЭСТЕТИКА: РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2. Модели, формы эстетических ценностей
Прекрасное и уродливое.
Выяснить суть красоты значит понять истоки человеческого бытия. Над этой тайной человечество размышляет много веков. Все представления можно обобщить в следующих моделях. Первая модель заключается в том, что прекрасно понимают как печать или воплощение Бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах или явлениях. Вторая модель - понимание человеком как начала, источника прекрасного, которая наделяет эстетически нейтральную действительность богатством собственного духовного мира. В представлении сторонников такой позиции человек словно проектирует, придает явлениям действительности, их эстетическое измерение. В противовес последователи третьей модели в понимании прекрасного видят естественное проявление качеств явлений действительности, близка к их природных особенностей - веса, размера и т.д. Четвертую модель прекрасного составляют представление тех мыслителей, которые определяют его в соотношении особенностей жизни с человеком как мерой красоты. Наконец, пятая модель понимания прекрасного возникает из представления, что прекрасное действительно воспроизводится в процессе встречи объективных качеств с субъективным восприятием человека. Но не любые объективно существующие качества действительности ведут к оценки их человеком как прекрасных, а лишь те, которые совпадают с представлением о совершенной вещь, явление, взаимодействие, отношение и т.д.
Итак, прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая совпадает с представлениями человека о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни. Прекрасное как категория эстетики имеет несколько особенностей: действительность имеет в себе объективную основу, фундамент прекрасного, что отражаются в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма. Но справедливо отметить, что идеальная симметрия иногда воспринимается человеком не как проявление совершенной жизни, а как проявление смерти, а иногда нарушение симметрии, ритма, гармонии - как проявление жизни, что развивается и совершенствуется.
Прекрасное имеет конкретно-исторический характер. Представление о женской красоте в античную эпоху Средневековья, а затем в XVII - XIX в. и в XX в. существенно отличаются. Представления о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни личности, социальной общности, т.е. от их образа жизни. Идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Учитывая это красивая, привлекательная девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян - с березкой. Понимание прекрасного предопределяется уровнем индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетического вкуса, обычаев и средств эстетического воспитания в семье, в ближнем окружении и т.д. Прекрасное имеет специфическое проявление в различных сферах действительности. Имея в виду природу, отмечается, прежде всего, форма ее явлений. В человеке как прекрасное можно оценить ее внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты ее деятельности. В обществе предметом эстетической оценки становится степень совершенства общественных отношений. Человечество выработало особый орган духовной жизни, особую его форму - искусство, - которая является специально обработанной и оформленной действительностью, где всегда прекрасной (то есть совершенной) должна быть форма, но прекрасное может стать (и становится) предметом художественного осознания, что связано с содержанием художественного произведения. Древние греки нашли специальный термин - калокагатія, который означает совпадение в явлении действительности прекрасной формы и прекрасного содержания.
Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория связана с оценкой тех явлений, которые вызывают человеческое возмущение, недовольство вследствие дисгармонии, диспропорциональности, не упорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Однако, уродливое имеет с прекрасным диалектическая связь, которая проявляется в некоторых аспектах - безобразное в отрицательной форме имеет представление о положительный эстетический идеал и отражает скрытую требование или желание возрождения его идеала; прекрасное и безобразное можно рассматривать как периоды развития одного и того же явления, процесса. Особенно откровенно это связь наблюдается в природе. Вспомним слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество, как Солнце, рождает гробаків, пестуя лучами то, что умерло. Считалось такое преобразование свойством природы и общества; наконец, прекрасное безобразное во взаимодействии. Еще Гераклит мудро заметил, что прекраснейшая из обезьян отвратительна по сравнению с человеком, а самый мудрый человек по сравнению с Богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и по всем. Отличают внешнее проявление безобразного - гниения, болезнь, распад - и внутренний. Относительно человека - это моральная деградация. Исследованию этой проблемы посвящено большое художественное наследие. Это «Живой труп» Л. Толстого, повесть А. П. Чехова «Ионыч», пьеса М. Кропивницкого «Мироед, или же Паук», романы А. Уайльда «Портрет Дориана Грея», О. де Бальзака «Шагреневая кожа» и др.
Следовательно, если человек узнает воплощены в жизнь свои идеальные представления о действительности или то, что способствует ее совершенствованию, то она воспринимает такие явления как прекрасны; если встречаются с распадом жизнь, с дисгармонией внешней или внутренней, то это оценивается как уродливое. Поэтому прекрасное - высшая положительная эстетическая ценность, а уродливое - отрицательная эстетическая ценность.