РАЗДЕЛ 10
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
10.1. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
Промышленный транспорт непосредственно участвует в производстве продукции,
перемещений предметов труда, а затем, вместе с транспортом общего
пользования, продолжает процесс производства в сфере обращения, доставляет
продукцию потребителю.
В зависимости от назначения промышленный транспорт делится на внутренний и
внешний.
Внутнішній транспорт обеспечивает внутрицеховые и межцеховые перевозки в
пределах одного піжприємства.
Внешний транспорт находится на стыке с транспортом общего пользования.
Его основная функция состоит из доставки сырья, топлива, материалов с
магистрального транспорта на предприятия и готовой продукции в обратном
направлении.
В качестве промышленного трунспорту используют железнодорожный, автомобильный,
речной, морской, воздушный и трубопроводный транспорт или сочетание этих
видов транспорта. Вместе с этим широко используют для внутрицеховых и
межцеховых перевозок конвейеры, транспортеры, электро - и автокари и прочее.
Внутрипроизводственные перевозки на предприятиях различных отраслей народного
хозяйства выполняют около 100 тыс. автомобильных хозяйств. Для этого
используют также много хозяйств водного транспорта, конвейеров,
гідротрубопроводів, пневмотрубопроводів, канатно-подвесных дорог.
Основу внешнего промышленного транспорта составляют железнодорожный и
автомобильный транспорт, на долю которых приходится более 80% всех
внутрипроизводственных перевозок. В обеспечении взаимодействия предприятий различных
отраслей промышленности и транспорта сферы вращения главную роль играют
железнодорожные подъездные пути не общего пользования, которые не входят в
общей сетки железной дороги, но связанные с ней рельсовою колеей.
Обеспечение рационального обслуживания транспорта промышленных предприятий -
очень сложная задача. При ее решении необходимо обеспечить максимальное
сокращение времени нахождения подвижного состава на предприятии, их пробега по
путях общего пользования и путях промышленных прідприємств, а также
возможную концентрацию переработки грузов, отвечающих потребностям технологии
производства, лучшему использованию транспортных средств и капиталовложений.
Существенное значение имеет при этом четкое взаимодействие в работе железнодорожного
(внешнего) транспорта с внутренним транспортом предприятий.
Используются два способа транспортного обслуживания промышленных
предприятий. Первый способ предлагает взаимосвязанную единым технологическим
процессом работу внешнего и внутреннего транспорта, каждый из которых имеет
собственные локомотивы, путевой развитие, вагоны, лунки стыка в виде так называемого
обменного парка. Второй способ - это транспортное обслуживание предприятий
средствами железной дороги общего пользования, к обязанностям промышленных
предприятий в данном случае входит только выполнение погрузочно-разгрузочных
операций.
Для улучшения работы промышленного транспорта производится увеличение
разрозненных транспортных цехов предприятий одного промышленного района,
создаются коммерческие объединения, железнодорожные или комплексные
железнодорожно-автомобильные хозяйства. Такие объединения соединяют транспорт
промышленных предприятий.
Одновременно в транспортных объединениях создаются благоприятные условия для усиления
технического оборудования промышленного железнодорожного транспорта, введение новой
техники, улучшения механизации и автоматизации транспортных
погрузочно-разгрузочных работ, значительного снижения неравномерности и повышения
ритмичности транспортной работы, более эффективного использования локомотивов,
погрузочно-разгрузочной техники, создание технического оборудования ремонтного
хозяйства, повышения темпов роста производительности.
Одним из важнейших направлений повышения эффективности работы промышленного
железнодорожного транспорта является расширение области применения электрической тяги.
Важным резервом повышения эффективности работы промышленного железнодорожного
транспорта является совершенствование технологических процессов подъездных путей. Как правило,
наиболее интенсивно эксплуатируются подъездные пути металлургических комбинатов,
рудников, шахт, карьеров, крупных машиностроительных и нафтопререробних заводов,
химических комбинатов и прочее. Эти подъездные пути отличаются относительно
развитой схеме, оборудованные различными погрузочно-разгрузочными механизмами,
имеют современный подвижной состав.
Все это создает благоприятные условия для формирования путевых маршрутов. Развития
отправной маршрутизации способствует увеличению грузовых перевозок и связано с
ими создание на подъездных путях высокопроизводительного
погрузочно-разгрузочного комплекса.
Одним из путей повышения эффективности работы промышленного транспорта
введение различных видов непрерывного транспорта, конвейерного,
гідротранспортного, канатно-подвесного.
Конвейерный транспорт развивается на базе багатопровідних ленточных конвейеров
производительностью более 20 тыс. м3/ч для транспортировки сыпучих
грузов, крутонаклонних ленточных конвейеров, конвейерных лент со стальным
сердечником, а также морозостойких и для транспортировки горячих материалов.
Растущие масштабы перевозок грузов и увеличение расстояний транспортировки,
сооружение магистралей в отдаленных и труднодоступных районах с суровым
климатом, необходимость организации транспортного обслуживания крупных городов и
производственных объектов, повышения скорости, надежности коммуникаций, улучшения
комфорта и снижения стоимости перевозок - все это требует развития новых нетрадиционных
транспортных средств, особенно промышленного назначения. Многие из них существует в
виде проектов, часть которых уже реализована.
Вместе с этим большинство идей о положении и создание новых видов транспорта
существует уже давно, но реализуются они на современной технике только сейчас. К
таких видов транспорта относятся системы, которые отличаются от традиционных
принципом действия, конструкцией двигателя или движителя: судна на воздушной
подушке, поезда на магнитном подвесе, дирижабли.
Ведутся работы по созданию транспортных средств на магнитной подвеске.
Разработан проект такой дороги. Наибольшее применение для этого транспорта -
соединение больших городов с городами-спутниками, аэропортами. Работы ведутся в
двух основных направлениях: для городского (пригородного) транспорта и для
скоростного междугородного. Аппараты городского и пригородного промышленного транспорта
могут иметь максимальную скорость до 300 км/ч., а междугородние - в пределах 400-600
км/ч.