Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ

Раздел 3

БІОГЕОЦЕНОТИЧНИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В НЕМ

 

Эффективное решение многих проблем человечества, в том числе энергообеспечения, питания, охраны здоровья и охраны природы стали чрезвычайно актуальными именно в эпоху расцвета техногенного общества. В сознании современных людей формируется глубокое убеждение в необходимости как можно эффективнее сохранять природные условия среды. Медицина особое внимание уделяет ресурсам лекарственных растений, животных и грибов, неповрежденном состоянии водоемов и природных ландшафтов, способствующих как телесному, так и духовному оздоровлению человека. Определенное место в природе занимают и возбудители заболеваний человека, окружающая среда может быть источником мутаций, отравлений и других негатйвдах. изменений в состоянии здоровья. Врачи должны иметь четкое представление о том, что причиной заболеваний человека могут быть не только возбудители инфекционных или инвазионных болезней, а связанное с круговоротом веществ накопления некоторых химических элементов и соединений в живых организмах. Длительная медленная действие; отдельных факторов среды, к которым человек не адаптирована, может вызвать у нее патологическое состояние.

 

3.1. Основы общей экологии и экологии человека

 

Экология изучает связи организмов между собой и с окружающей средой. В современном обществе постепенно формируется сознательное отношение к окружающей среде, поэтому даже слово "экология" приобрело признаков общеупотребительного всеми слоями населения. С влиянием определенных факторов окружающей среды в сознании многих людей ассоциируются такие негативные явления, как увеличение заболеваемости многими хроническими болезнями, сокращение продолжительности жизни, снижение качества жиггя т.д. Поэтому будущие врачи должны четко знать структуру, методическую оснащенность и прогностические возможности современной экологии, чтобы иметь возможность корректно анализировать данные лабораторных обследований пациентов, связывать результаты обследований с условиями среды, в которых находится человек, условиями и режимом ее питания, особенностями ее быта, привычек, профессиональной деятельности и т.д. Лишь обобщив такую информацию, врач сможет сделать правильные выводы относительно методов лечения, применение тех или иных природных источников оздоровления и продолжительности их терапевтического воздействия.

Нарушение экологического равновесия может вызвать экологическую опасность, экологический кризис и экологическую катастрофу. Перед человечеством встали экологические проблемы: загрязнение природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; потепление климата; загрязнение атмосферы кислотными осадками; запустелювання больших территорий; снижение биологического многообразие, потеря целых экосистем (Ю. А. Злобин, Н. В. Кочубей, 2003). Кроме указанных проблем, в экологии человека возникают вопросы заполнения экологических ниш нежелательными организмами (паразиты, вредители, возбудители новых заболеваний человека - например, вирус птичьего гриппа, прионы и т.д.); перенаселение Земли, демографические катаклизмы; ухудшение среды в городской и сельской местностях.

Важным направлением экологических наблюдений является изучение адаптации человека в условиях интенсивных техногенных изменений, установление предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере т.д.

Начало XXI века - это осознание того, что природа имеет абсолютную ценность, без нее невозможно существование человечества. Наступила эпоха науки экологии-разработки стратегии и тактики поведения человечества. Человечество является частью природы, и его существование зависит от функционирования природных систем. Законы экологии лежат в основе социального бытия. Нарушение экологического равновесия обусловило появление неизвестных ранее болезней: генетических, токсикологических, аллергических и т.д. Поэтому от решения социально-экологических проблем зависит качество и жизни человека, взаимодействие человека и среды, использования природных и лечебных ресурсов курортно - рекреационных регионов. Изучение биологических и экологических законов жизни природы - залог прогнозирование изменений в экосистемах, сохранение равновесия в популяциях, природных и антропогенізованих экосистемах.

 

3.1.1. Предмет и методы экологии

 

Немецкий ученый Э. Геккель в 1870 г. в своем труде "Общая морфология организмов" определил экологию как "науку, которая изучает взаимоотношения животных с органической и неорганічною природой". Длительное время этот термин употреблялся исключительно в узком смысле, и только в 1895 г. датский ботаник Е. Варминг применил его к представителям растительного мира. Только в XX в. эта наука сформировалась как самостоятельная биологическая дисциплина со своими методами и предметом изучения.

Объектами исследований в экологии могут быть отдельные организмы, популяции, группировка, экосистемы и вся биота нашей планеты. Учитывая это, в экологии выделяют три уровня изучения: 1) популяционно-видовой; 2) екосистемний; 3) эволюционно-исторический.

Популяционно-видовой уровень предусматривает изучение индивидуальных реакций отдельных организмов, популяций или вида в целом на действие факторов окружающей среды. Такой путь исследований называют также аутекологією. Особую актуальность для медицины среди аутекологических исследований приобрело изучение адаптивных возможностей человеческого организма, находящегося в условиях постоянного изменения параметров окружающей среды. Современный человек стала более мобильной, на протяжении жизни ей приходится контактировать со многими потенциальными источниками заболеваний. Конечно, это в определенной степени увеличивает риск заражения инфекционной, інвазійною или другой этиологии болезнью. Поэтому врач должен учитывать как можно большее число контактов при установлении источника заболевания. Особое место в этой сфере экологических исследований занимают продукты питания и лечебные препараты природного происхождения.

Екосистемний уровень исследований предусматривает изучение процессов, вызванных взаимным влиянием организмов или популяций разных видов. На этом уровне выполняются чрезвычайно сложные и трудоемкие исследования, направленные на выяснение закономерностей, которые определяют существование в пространстве и времени связей между различными видами автотрофів и гетеротрофів. Екосистемним следует считать изучение симбиотических свойств организмов, ведь любая форма симбиоза является прежде всего результатом суммарного воздействия на объект исследования факторов неживой природы и живых организмов. Этот направление исследований называют также синекологією. Медицинский аспект на этом уровни исследований заключается в том, чтобы выяснить особенности взаимодействия между организмом человека и возбудителями болезней. Известный факт, что болезнетворные микроорганизмы довольно быстро приспосабливаются к действию большинства антибиотиков. Поэтому актуальной является проблема поиска средств подавления их жизнедеятельности, исходя из полівекторного анализа зависимости от различных микроорганизмов параметров внутренней среды человека.

Эволюционно-исторический уровень исследований предусматривает установление стратегических возможностей развития (изменения) объектов исследований под влиянием глобальных (исторического масштаба) колебаний параметров окружающей среды, таких как возрастные колебания погодных условий, изменения грунтов или рельефа и т.п.

В современной экологии применяют чрезвычайно богатый арсенал методов исследований. их можно сгруппировать в следующие три категории: 1) эмпирические методы; 2) экспериментальные методы; 3) методы моделирование.

К эмпирическим методам относятся многочисленные способы регистрации прямых наблюдений, измерения с помощью каких-либо технических средств. Например, массив данных, полученных врачом в ходе обследование определенного контингента населения, составляет эмпирическую основу последующих исследований, в частности, экологического направления. Не всегда хватает только наблюдений для проведения взвешенного анализа данных, поэтому часто используют эксперименты.

Эксперименты осуществляются на основе теорий, которые требуют интерпретации результатов исследований. К экспериментальных относятся методы, предусматривающие контроль и управление условиями, в которых находится объект исследования. Основным в исполнении экспериментов является проверка гипотез, предположений, которые имеют принципиальное практическое значение. Простейшими экспериментами есть качественные, предусматривающие проверку существовании предполагаемого явления. Так, например, качественными являются эксперименты с проверки действенности определенных методов борьбы с переносчиками возбудителей инвазионных заболеваний. Такого рода эксперименты находятся на стыке экологии и медицины.

К методам моделирования в экологии относятся: предметное моделирование, при котором модель определенным образом воспроизводит параметры оригиналов (фитотрон), и знаково-математическое моделирование, при котором объект воспроизводится виртуально (компьютерное моделирование) или в виде графиков, гистограмм, схем и т.д. Например, много исследований посвящено проблемам прогнозирования изменений в соотношениях между популяциями разных видов в экосистеме. Простейшая модель Лотки-Вольтерра описывает взаимо - обусловлены колебания численности хищников и их жертв.

С целью предвидения изменений в природных экосистемах, обусловленных природными процессами или деятельностью человека, осуществляют экологическое прогнозирование. Выделяют следующие уровни прогнозирования:

1) локальное (распространяется на небольшую территорию);

2) национальное (распространяется на отдельное государство);

3) региональное (распространяется на несколько стран, материк, океан и т.д.);

4) глобальное.

Экологический прогноз предполагает возможны изменения в экосистемах, основываясь на объективных научных данных о закономерности функционирования живых систем и их реакции на воздействие определенных факторов.