ОБЖ
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Безопасность жизнедеятельности

1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.5. Психологические свойства человека

 

1.5.7. Способности

 

Способности - это существенные психические свойства человеческой личности, проявляющиеся в ее целенаправленной деятельности и определяют ее успех.

Способности характеризуют человека как личность. Человек потому и является личностью, поскольку отличается от других людей своими способностями. Способности человека - "сплав" природных особенностей нервной деятельности и прогрессивных изменений ее, обусловленных обстоятельствами жизни и воспитания.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности присущи многим людям и, благодаря им, один и тот же человек может успешно овладеть разными видами деятельности.

Специальные способности - это такие свойства личности, которые позволяют достичь вершин в определенной узкой деятельности (спорт,искусство, наука и т.д.). Виды деятельности имеют свои специальные требования. В том, как человек удовлетворяет эти требования, выявляются особенности ее специальных способностей. Специальные способности тесно связаны с общими, а последние проявляются в тех или иных специальных способностях.

Талант - выдающиеся способности в одной или нескольких областях деятельности, что проявляется в творческом решении задач.

Гениальность - высшая ступень развития способностей. Гении оставляют глубокий след в жизни общества, открывают новые этапы развития науки, техники, искусства.

Задатки - природные возможности развития способностей каждого человека. Задатки есть потенцией развития способностей и имеют многозначный характер. Способности - это реализованные задатки человека.

Одаренность определяется индивидуальным своеобразием задатков каждого человека, то есть способностью человека к развитию ее способностей.

Организаторские способности способствуют развитию различных отраслей общественной деятельности и определяются быстрой ориентацией в ситуации, наблюдательностью, творческим воображением и инициативностью, смелостью, твердостью, способностью рисковать.

Структура способностей. Основные компоненты способностей:

- знания - показатель умственного и общего духовного развития личности;

- умения - знания человека в действии;

- наблюдательность - способность человека быстро воспринимать и замечать существенное;

- память - внутренняя условие развития способностей;

- воображение, или фантазия;

- мышление - решающий структурный компонент способностей при обучении;

- речь - средство общения людей и их умственной и практической деятельности;

- мотивация;

- настойчивость, сила воли.

Выдающиеся люди отличаются от других тем, что в них эти свойства особенно развиты, а их сочетание оказывается очень благоприятным для успеха творческой деятельности.