ДИНАМИКА
Урок № 10
Тема. Контрольная работа «Законы динамики»
Цель: выяснить уровень образовательной подготовки учащихся, провести контроль и оценивание учебных достижений учащихся по темам; развивать умение письменно излагать мысли, отвечать на разноуровневые вопросы; воспитывать самостоятельность, исполнительность, ответственность за выполняемую работу.
Оборудование: карточки для тематического оценивания.
Тип урока: урок контроля и оценивания учебных достижений учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организация работы
II. Сообщение темы, цели и задач урока
Учитель сообщает тему и задачи урока.
III. Проверка знаний учащихся
Выполнение учащимися разноуровневых заданий контрольной работы.
Вариант 1
Начальный уровень
1. Установите соответствие между названиями силы и аналитическим записью (формулой)
1. Сила трения скольжения
2. Сила Архимеда
3. Сила упругости
4. Сила гравитации между Солнцем и Землей
2. Как определяется единица силы 1 Н через основные единицы СИ?
3. Модуль силы взаимодействия между Землей и Луной:
а) прямо пропорционален произведению масс Земли и Луны и расстояния между ними;
б) прямо пропорционален произведению масс Земли и Луны и обратно пропорционален расстоянию между ними;
в) прямо пропорциональна произведению масс Земли и Луны и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними;
г) прямо пропорциональна квадрату расстояния между Землей и Луной и обратно пропорционален произведению их масс.
Средний уровень
1. Скоростной лифт начинает движение вверх из состояния покоя с ускорением 1,2 м/с2. Определить вес пассажира массой 80 кг во время движения (g = 9,8 м/с2).
а) 720 Н; б) 800 Н; в) 880 Н; г) 960 Н;
2. Тело находится в состоянии невесомости, если:
а) равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю;
б) силы притяжения зрівноважена другой силой;
в) на тело действует только сила тяжести;
г) его ускорение равно нулю.
3. Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев наблюдается явление инерции.
а) Камень свободно падает.
б) Спутник движется по орбите.
в) Автомобиль движется равномерно прямолинейно.
г) В момент старта ракеты космонавт испытывает перегрузки.
Достаточный уровень
1. Две силы величиной 2 Н и 3 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами этих сил равен 90°. Которого ускорение приобретает тело массой 720 г?
2. Автомобиль массой 4 т движется со скоростью 72 км/ч. Тормозя, шофер выключил сцепление и приложил тормозную силу 16 кН. Определить путь и время торможения.
Высокий уровень
1. Две пружины жесткостью 200 Н/м и 400 Н/м сложены параллельно. Какую силу надо приложить к системе пружин, чтобы растянуть ее на 2 см?
2. Спутник запущен в плоскости экватора Земли по круговой орбите так, что он все время находится над одной точкой экватора. Определить радиус орбиты и орбитальную скорость спутника. Масса Земли 6·1024 кг, а ее радиус 6400 км.
Вариант 2
Начальный уровень
1. Вес - это:
а) мера инертности тела;
б) мера гравитационного взаимодействия тела с Землей;
в) сила, с которой Земля действует на тело у ее поверхности;
г) силы, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле.
2. Установите соответствие между физическим законом и формуле, которая его описывает.
1. Закон сохранения импульса
2. Второй закон динамики Ньютона
3. Третий закон динамики Ньютона
4. Закон всемирного тяготения
3. Какую горизонтальную скорость необходимо придать телу у поверхности Земли, чтобы оно двигалось по круговой орбите вокруг Земли?
а) Примерно 7,9 км/с;
б) примерно 1 км/с;
в) примерно 11,2 км/с;
г) примерно.
Средний уровень
1. Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 20 м/с2. Определить вес космонавта в кабине, если его масса 80 кг (g = 10 м/с2).
а) 0,9 кН;
б) 1,6 кН;
в) 2 кН;
г) 2,4 кН.
2. Ускорение свободного падения у поверхности Земли:
а) везде одинаковое;
б) на полюсе меньше, чем на экваторе;
в) на полюсе больше, чем на экваторе;
г) зависит от географической долготы.
3. Законы классической механики нельзя применить:
а) для вычисления первой космической скорости;
б) при рассмотрении движения тел со скоростями, приближенными к скорости света;
в) для вычисления тормозного пути автомобиля;
г) при рассмотрении сил, действующих на пилота, который выводит самолет из пикирования.
Достаточный уровень
1. Могут ли силы 4 Н и 6 Н, приложенные в одной точке к телу, дать рівнодійну, равна: 1 Н; 2 Н; 4 Н; 10 Н; 15 Н? Какое наибольшее ускорение они могут придать телу массой 5 кг?
2. Тепловоз на горизонтальном участке пути развивает силу тяги 147 кН. Масса поезда 1000 т, а сопротивление движению 80 кН. На каком пути скорость поезда возрастет от 54 км/ч. до 72 км/ч?
Высокий уровень
1. Две пружины жесткостью 200 Н/м и 800 Н/м соединены последовательно. Какова жесткость системы этих пружин? Какую силу надо приложить к этой системе пружин, чтобы растянуть ее на 2 см?
2. С какой средней скоростью движется Луна вокруг Земли, если среднее расстояние от Земли до Луны 3,8·108 м, масса Земли 6·1026 кг?
IV. Итоги урока
Интерактивное упражнение «Блиц-интервью»
Дети отвечают на вопросы:
- Какие задачи были самые интересные, самые легкие, самые сложные?
- Доволен ли я своей работой?
V. Домашнее задание
Обменяться карточками и выполнить задания другого варианта.